Методы измерений с помощью фотоэкспонометров.
В предыдущем материале рассмотрены принципы работ фотоэкспонометров, теперь перейдем непосредственно к их использованию.
Существует два метода измерений с помощью внешних фотоэкспонометров – измерение яркости и измерение освещенности..
Измерение яркости.
Основным принципом работы встроенных экспонометров является определение экспозиции путем измерения яркости объекта съемки или измерение по отраженному свету. В этом случае экспонометр направляется от фотоаппарата в сторону объекта и воспринимает отраженный от него свет. Однако отражательная способность разных частей объекта различна, зависит как от материала поверхности, так и от направления освещения ( освещена ли данная сторона или находится в тени ). Для ярких объектов и для темных экспонометр выдаст разную экспозицию. При съемке с выбранной экспозицией на фотоматериале они отобразятся с одинаковой плотностью ( степенью почернения ). Таким образом, светлый объект отобразится с недодержкой, а темный с передержкой. Это приводит к ошибкам в определении правильной экспозиции. Для коррекции измерений все экспонометры при измерении по яркости настроены на некоторый усредненный коэффициент отражения поверхности объекта, равный 18%, что соответствует серому цвету и положению на характеристической кривой в средней части линейного участка. Правильную экспозицию при измерениях яркости можно получить используя специальные серые карты, которые служат эталоном такой отражательной способности. Измерения производят направляя экспонометр на поверхность этой карты при данном освещении.
➡ Вы прямо сейчас узнайте, что это
за такие «ЗОЛОТЫЕ» 9 профессий.
➡ Вы поймете, как Вам за 1 неделю начать
зарабатывать по московским меркам, не
выходя из Вашего дома. Удаленно и без
вложений.
Измерение яркости является основным методом работы многих внешних экспонометров (например экспонометра «Ленинград»). При этом они производят интегральный замер яркости в пределах угла восприятия, который обычно составляет 30 – 40° , что примерно соответствует углу зрения нормальных объективов. Производя измерения яркости объектов с большим контрастом, например при съемке пейзажа, нужно учитывать, что яркость неба значительно выше, чем поверхности земли и она будет вносить больший вклад в результат измерения. Для выборочного измерения яркости разных частей объекта, нужно приблизить экспонометр непосредственно к объекту так, чтобы эта часть полностью заполняла поле зрения фотоэлемента, что не всегда бывает возможным.
Измерение освещенности.
Второй принцип измерения – измерение освещенности (или падающего света ) свободен от этого недостатка. При измерении определяется интенсивность освещения, падающего на объект съемки, от которого зависит освещенность объекта. Экспонометр направляется от объекта съемки в сторону фотоаппарата на источник освещения. Особенно это удобно, когда источников несколько ( в случае павильонной съемки ) и необходимо оценить освещение от каждого источника в отдельности, чтобы правильно сбалансировать яркость каждого осветителя. Этот метод измерения наиболее точен, т.к. не зависит от степени отражения света от поверхности объекта. Сложность в данном случае состоит в том, что экспонометр нужно располагать непосредственно у объекта. Поэтому он и применяется чаще всего при съемке в студии ( обычно при портретной съемке ).
Большинство внешних экспонометров для такого измерения оснащаются специальным фильтром молочного цвета с калиброванным коэффициентом светопропускания. (у «Ленинграда» белая крышка надевается на окно экспонометра). Часто такая крышка изготавливается полусферической формы для увеличения угла восприятия до 180°.
В современных цифровых фотокамерах – «зеркалках» используется TTL-режим измерения яркости.
Ранее системы TTL были настроены на точечный замер яркости центральной части кадра. Затем была изобретена система EOS, которая позволяет измерять яркость в нескольких точках.
Датчик измерения экспозиции в цифровых фотоаппаратах имеет довольно сложное устройство. Он представляет из себя CCD или CMOS матрицу, разбитую равномерно или неравномерно на большое количество ячеек. Каждая ячейка определяет силу света, насыщенность отдельных цветов на каждом отдельном участке изображения. Информация от этих ячеек обрабатывается процессором фотокамеры. Процессор получает также информацию с датчиков фокусировки объектива, чтобы определить расстояние до снимаемого объекта. После чего он производит расчет по сложным алгоритмам параметров экспозиции в зависимости от выбранного фотографом режима съемки.
Сейчас алгоритмы настолько продвинутые, что часто извлекают из памяти фотоаппарата хранящиеся там данные по большому количеству снимков, сделанных ранее, сравнивают их с измеренными значениями и определяют параметры экспозиции «по памяти». Так если Nikon D70s учитывал базу из 30000 снимков, то Nikon D700 уже из 300000.
TTL – экспонометры постоянно совершенствуются. Так если в модели фотоаппарата Nikon D5100 для экспозамера использовались 420 пикселей, то уже в модели Nikon D5200 их количество достигло 2016.
Способы замера экспозиции в цифровых фототаппаратах.
У зеркальных цифровых фотоаппаратов Nikon используется 3 способа замера экспозиции:
- Матричный замер — Matrix Meter, Multi-Segment или 3D RGB Color Matrix Meter.
- Центрально-взвешенный замер — Center-Weighted Meter (работает только в P, A, S, M)
- Точечный — Spot
Матричный замер экспозиции.
В этом режиме замер яркости производится по всему полю изображения. Затем определяется некая усредненная экспозиция. В данном режиме учитывается яркость практически всех участков изображения.
Центрально-взвешенный замер экспозиции.
При этом также учитывается яркость по всему полю кадра, однако за основу при определении экспозиции берется центральная часть кадра, которая составляет примерно 60 – 80% от поля кадра. Так как основной объект съемки находится чаще всего в центре, то при резких перепадах освещенности по краям кадра такой замер дает удовлетворительные результаты.
Точечный замер экспозиции.
Замер производится в точке , размер которой составляет примерно 2,5% от всего кадра. При этом точка замера совпадает с точкой фокусировки в режиме точечной фокусировки или находится в центре кадра, если используется режим автоматической фокусировки.
В фотоаппаратах имеется возможность выбора желаемого способа замера.
Практическое использование способов замера экспозиции.
Матричный замер наиболее широко применяется как среди профессионалов, так и любителями. Его оптимально можно использовать при равномерном освещении всего поля кадра. В случае, когда неизвестно заранее какой способ подойдет лучше и нет времени выбирать, чаще всего используется этот способ.
Центрально-взвешенный замер экспозиции больше всего подходит при съемке портретов. Главный объект съемки находится в центральной части кадра. Чем дальше предметы от центра, тем меньшее влияние они оказывают на определение экспозиции. Результаты центровзвешенного замера более предсказуемы, чем матричного.
Точечный замер экспозиции используется , например, при съемке в контровом свете, когда при матричном замере основной объект может получиться темным недоэкспонированным. Также точечный замер применяют при фотографировании объектов на больших расстояниях или при макросъемке, когда объект не занимает большую часть кадра.
Точечный замер хорошо работает, когда главный объект съемки существенно темнее или светлее фона. Например человек в темной одежде на фоне светлой стены здания или белая собака на темном фоне. Другой наиболее известный пример – яркая луна на фоне ночного неба.
В любом случае измерения экспокоррекция подскажет как правильно установить параметры экспозиции.
Поделиться в соц. сетях