Цветная фотопленка. История ее создания.
Фотопленка, и в частности цветная имеет уже более чем 150-летнюю историю.
Небольшой экскурс в историю создания цветной фотопленки. История эта весьма интересна и прошла разные этапы развития.
В 1800 году на лекции в Лондонском Королевском обществе Томас Янг впервые сообщил о результатах своих исследований в области оптических свойств человеческого зрения. Он доказал, что глаз воспринимает только 3 основные цвета. А все разнообразие цветов, воспринимаемых глазом, определяется соотношением возникающих в глазу уровней нервного возбуждения всего лишь трех типов.
17 мая 1861 года выступая с лекцией «О теории трех основных цветов», физик Джеймс Клерк Максвелл в Королевском институте (Royal Institution), сообщил о возможности создания цветного изображения. им была продемонстрирована цветная фотография. Процесс получения цветной фотографии был достаточно кропотливым, при этом снимки получали с помощью трех фотоаппаратов.
Джеймс Клерк Максвелл.
В 1869 году Луи Дюко дю Орон в работе «Цвета в фотографии» обосновал принципы аддитивного и субтрактивного способов получения изображения
Эти способы основываются на том, что для получения цветного изображения достаточно иметь только три приемника световой энергии, различающиеся по спектральной чувствительности.
Каждый из этих способов предусматривает вначале разделение оптического изображения на три составляющие, соответствующие спектральным зонам чувствительности трех приемников световой энергии. Этот процесс называют цветоделением или анализом цвета, а изображения соответствующие этим спектральным зонам цветоделенными изображениями.
Следующий за ним этап — переходной или градационный процесс регистрирует оптические плотности каждого из цветоделенных изображений.
Заключительным является синтез цвета. В этом процессе оптические плотности цветоделенных изображений управляют в трех цветовых зонах интенсивностью света, т. е. для каждой зоны строится свое изображение. Их совмещение обеспечивает цветное воспроизведение объекта съемки.
Различают аддитивный и субтрактивный методы получения цветных фотографий.
Аддитивные методы были распространены в первой трети ХХ века.
Образование цветного изображения при аддитивном методе происходит смешиванием трех цветовых составляющих, каждая из которых получена съемкой через аддитивный светофильтр, пропускающий только один из основных цветов: красный, зеленый и синий.
Затем при просмотре изображения объединяются в одно при проектировании на общий экран.
В другом аддитивном методе используются растровые светофильтры. Растровый слой состоит из красных, зеленых и синих светофильтров размером от 0,01 до 0,1 мм, которые пропускают только один цвет. В контакте с растром находится светочувствительный слой. Растровые фотоматериалы после экспонирования обрабатываются в черно-белом проявителе по способу обращения (получения позитива).
При рассматривании растровой пластинки в проходящем свете позитивное изображение экранирует цветовые элементы растра избирательно, т. е. в участках соответствующих синему, зеленому и красному цветам наблюдатель увидит соответствующие цвета, т. к. другие будут экранированы.
Цветосмешивание в растровых материалах происходит потому, что размеры отдельных элементов растра меньше разрешающей способности зрения.
Субтрактивные методы используются в многослойных фотоматериалах с цветным проявлением. В субтрактивном методе вместо трех основных цветов в процессе синтеза используются цвета дополнительные к основным (пурпурный, голубой и желтый). Используемые при этом красители пропускают две спектральные зоны, а не одну, как в аддитивном методе. Поэтому построенные по этому методу изображения более светлые.
В 1891 году Фредериком Айвисом был изобретен фотоаппарат, в котором можно было получать 3 цветоделенных изображения за одну экспозицию.
В 1893 году Джон Джоули изобрел линейный растровый светофильтр, который позволял получать цветное изображение вместо трех позитивов на одном. До 30-х годов ХХ века на растровых фотопластинках удавалось получать вполне приемлемые цветные изображения.
В 1903 году братья Люмьер разработали процесс Autochrome, в котором обрабатывались цветные обращаемые фотопластины, после обработки на них создавались позитивные цветные изображения.
В 1912 году Рудольф Фишер открыл химикаты, которые образовывали красители в процессе проявления.
А уже в 1935 году компанией Кодак была создана 35-миллиметровая цветная обращаемая фотопленка Kodachrom, которая на долгие годы завоевала рынок фотоматериалов.
Kodachrom стала первой массовой фотопленкой, использующей метод субтрактивного синтеза, в отличие от более ранних таких, как Autochrom Lumiere и Dutaycolor.
В 1942 году этой же компанией была создана цветная негативная фотопленка Kodacolor, которая позволяла печатать цветные фотоизображения на фотобумаге.
В 1936 году компания Agfa выпустила цветную фотопленку Agfacolor Neue. Эта пленка имела цветные соединительные элементы включенные в состав эмульсии, что упростило обработку пленки и дало стимул для ее дальнейшего совершенствования.
Поделиться в соц. сетях
I much prefer ifnoramtive articles like this to that high brow literature.
[…] Между прочим впервые цветную фотопленку создал Джеймс Клерк Максвелл. […]