Ранее при описании понятий и терминов цифровой фотографии уже говорилось о таком понятии, как баланс белого.
Рассмотрим теперь это понятие исходя из знания работы матрицы фотоаппарата.
Корректировка цветопередачи матрицы. Баланс белого.
Ранее отмечалось, что спектральная (цветовая) чувствительность матрицы далеко не равномерна. Эта чувствительность имеет спад в области синих и красных лучей. С этим связано наличие шума фиксированного распределения в области синего и красного цвета. Это можно наблюдать в фотошопе, если цветное изображение посмотреть в каналах.
Но, несмотря на это в среднем алгоритм интерполяции цвета достаточно нормально передает реальные цвета объекта съемки.
Однако в отдельных случаях, когда спектральный состав освещения отличается от естественного благоприятного, может быть и не совсем правильная передача цвета.
Тут есть и психологические вопросы, связанные с восприятием света человеком.
Наиболее естественно человек воспринимает яркий солнечный свет. Свет ламп накаливания, содержащий больше желтых и красных тонов, воспринимается как более «теплый» по сравнению с освещением , образуемым люминесцентными источниками освещения, которое воспринимается как более холодное.
Спектральный (цветовой) состав светового излучения характеризуется понятием цветовой температуры.
Для определения понятия цветовая температура необходимо сначала дать определение абсолютно черного тела.
В физике условно под абсолютно черным телом понимают некий объект, который способен полностью поглотить падающее на него световое излучение.
Величина, на которую нагревается абсолютно черное тело при поглощении светового излучения того или иного спектрального состава называется цветовой температурой. Эта температура обычно указывается в градусах Кельвина (°К).
Так вот у красного цвета цветовая температура ниже, а у синего выше, хотя человеком, как указывалось синий цвет воспринимается более холодным.
На рис. показана цветовая температура разных источников света:
Человек обычно не замечает отклонение спектрального состава света (т. е. его цветовой температуры), так как помимо своего сознания подстраивается под условия освещения при фотосъемке. Однако потом просматривая снимки замечает, что в них преобладают желтые тона (как при освещении лампами накаливания) или синие (например при освещении фотовспышкой).
Для того, чтобы скорректировать такие отклонения в передаче цветов и существует настройка баланса белого.
Баланс белого — это программная обработка изображения, сохраняемого фотоаппаратом в файле, для приведения его цветовой гаммы к виду, наиболее естественному для восприятия человеком.
Настройка баланса белого в разных камерах, для разных матриц производится по разному.
Более сложные камеры имеют специальный датчик, который определяет среднюю длину волны светового излучения от объекта съемки. Далее процессор камеры учитывает эту величину при всех расчетах цвета.
В любительских фотоаппаратах производится расчет средних величин для каждого из основных цветов по отдельности. При таких расчетах берется в расчет максимальная, минимальная и средняя яркость каждого цвета. Затем процессором производится необходимая корректировка.
В большинстве случаев фотокамера автоматически производит баланс белого. Однако в отдельных случаях по желанию фотографа он предварительно указывает условия съемки, что учитывается фотокамерой при корректировке баланса белого.
Обычно в меню фотоаппарата имеются опции по корректировке баланса белого, с учетом характера освещения они отражаются в следующем виде:
- «солнечно» (Sunny) ̶ фотосъемка при ярком солнечном свете;
- «пасмурно» или «облачно» (Cloudy) ̶ фотосъемка при наличии достаточно густых облаков (при этом значительно снижена доля ультрафиолетовых лучей);
- «лампы накаливания» (Incandescent) – фотосъемка в помещении при освещении с помощью ламп накаливания;
- «галогенная лампа» ̶ фотосъемка при освещении люминесцентным осветительным прибором ;
- «вспышка» ̶ фотосъемка со вспышкой.
Во многих фотоаппаратах имеется кроме того ручная регулировка баланса белого.
В этом случае производится наводка на белый лист бумаги при тех условиях освещения, при которых будет производиться основная съемка. Затем по экрану дисплея или электронного видоискателя, выбирая по меню регулировку, производится вручную подгонка таким образом, чтобы цвет листа получился белым.
Нельзя сказать, что такая регулировка совершенна. В большинстве случаев автоматическая настройка баланса белого работает достаточно хорошо.
Бывают случаи экзотические, например при съемке в помещении с освещением лампами накаливания, но когда в окна попадает солнечный свет. Получается смешанный вид освещения. Вот тогда возможно ручная регулировка несколько улучшит результат.
В принципе в определенной степени баланс белого можно поправить и в фотошопе, но все же желательно регулировать его правильно сразу при съемке.
На закуску предлагаю посмотреть прекрасный ролик, где известную песню Жака Бреля “Если ты уйдешь”, ” If You Go Away” исполняют Александр Градский, Елена Камбурова, Наталья Быстрова. Хочу напомнить, что когда-то в Советском Союзе эта песня была известна в исполнении Радмилы Караклаич.
Поделиться в соц. сетях
[…] есть также полностью ручной режим настройки баланса белого (по белому листу […]
[…] уж я заговорил о цветопередаче и о балансе белого при фотографировании цифровыми фотоаппаратами, то […]
[…] Цветовая температура лампы-вспышки 5500°К, что соответствует примерно дневному свету, поэтому на цветном фотоматериале (матрице) создается нормальная цветопередача. […]