История фотографии знает также и имена русских фотографов, которые продвигали искусство фотографии.
В России первые одаренные фотографы были воспитанниками Академии художеств. Это Л. С. Прахов – ученик Венецианова, А. И. Деньер, А. О. Карелин, В. А. Каррик.
Андрей Деньер. Дама из балетного класса
Андрей Деньер. Портрет епископа Полтавского.
Л. Прахов (1811-1881) выполнял портреты почти исключительно техникой дагеротипии ; Андрей Деньер (1820-1892) начал работать .как дагеротипист, потом перевел свое петербургское ателье на технику мокроколлодионной фотографии, позже стал пользоваться техникой съемки на сухие броможелатиновые пластинки. Это был очень известный в свое время фотограф, успешно участвовавший во многих международных выставках.
Василий Каррик (1827-1878) имел свою портретную фотографию тоже в Петербурге. но в кругах ученых и художников его больше ценили за серии этнографических снимков.
Заслуженной славой в фотографических кругах России и других стран Европы пользовался Андрей Осипович Карелин (1837-1906). Его имя вписано в историю фотографии. Путь к искусству он начал десятилетним мальчиком в мастерской иконописца. Благодаря незаурядным способностям в девятнадцать лет ему удалось поступить в Петербургскую Академию художеств. Он закончил образование в 1864 году со званием свободного художника, получив за свои живописные произведения две медали.
Еще будучи студентом, Карелин со своими товарищами занимался ретушью в фотографических заведениях. Болезнь вынудила его покинуть столицу. Тогда он профессионально занялся фотографией. Деятельность его развернулась в Нижнем Новгороде. Став фотографом, Карелин не оставлял, однако, и занятий живописью.Сначала он смотрел на светопись только как на материальное подспорье. Но постепенно всерьез увлекся ею. В течение всей жизни фотография и живопись оспаривали первенство в занятиях художника.
В Карелине счастливо сочетались дар художника и талант изобретателя. Занимаясь фотографией, он понял, насколько ее техника (в сравнении с техникой изобразительных искусств) ограничивает возможности воплощения художественных замыслов. Карелин изучает оптику, приемы освещения. Он строит павильон длиннее обычных. Кроме верхнего света и застекленной стены в ателье были окна еще в одной из стен. Фотограф наполняет свой павильон не бутафорскими, а подлинными предметами комнатной обстановки. Он стремится на одном негативе получить нужную резкость во ‘всех планах. Ключ к решению вопроса Карелин ищет в искусном сочетании объективов. Он первый ввел в обиход портретной фотографии рассеивающие и собирательные насадочные линзы, удлинял или укорачивал фокусное расстояние объектива и в условиях павильона делал сложные снимки без искажения пропорций, получая большую резкость во всех планах изображения. Это было ново.
Карелин – один из пионеров жанровой фотографии. Примененные им насадочные линзы позволяли снимать группы с глубиной резко изображаемого пространства в несколько метров. Эту технику он использовал и в жанровой съемке. Нижегородского фотографа хорошо знали в кругу художников. Петербургская Академия художеств присвоила ему, как и Каррику, звание фотографа Академии художеств.
Карелин внимательно следил за творчеством русских художников-реалистов. Своим искусством он хотел решать те же идейно-творческие задачи, что и «передвижники». Он ставил в своем обширном павильоне жанровые сцены . В конце жизни заинтересовался съемкой на открытом воздухе. Его увлекли эффекты пленэра.
Люди разного размаха и темперамента – русский Андрей Карелин, француз Надар, англичане Джулия Кэмерон и Генри Пич Робинсон (можно было бы привести имена фотографов и из других стран) в раннюю пору фотографии лучшими своими снимками сумели поднять ее до высокого художественного уровня. Благодаря им история фотографии поднимала это молодой вид отображения действительности до уровня искусства.
Более поздний период истории художественной фотографии получил название п и к т о р и а л и з м а (от лат. pictus – писанный красками). Это понятие ввел в обиход Робинсон, оно означает «живописность», “картинность».
Действительно, то была пора открытого следования светописи по пути живописи. Зарождающееся новое искусство искало опору в общепризнанном. Однако уже в то время творчески одаренные фотографы-жанристы и портретисты понимали, что их искусство ограничено технически скудными возможностями. Фотографы могут вторить живописи, но не достигнут той степени свободы создания образов, какой обладает живописец. Характерна в этом отношении позиция Робинсона, отражавшего эстетические взгляды своего времени. Он рекомендовал фотографу «здраво признать, что его искусство имеет известные пределы и не пытаться выходить за эти пределы» «Материалы фотографа менее гибки, предел его деятельности уже. Поэтому свои цели он должен сообразовать со своими возможностями» – замечает Робинсон.
Фотография как искусство опирается на технику, непрерывно совершенствующуюся. Современные достижения в оптике, механике и химии сделали доступными для всех решение тех задач, которые в прошлом так трудно давались одаренным и образованным фотографам. В наше время фотографы тоже прибегают, например, к монтированию снимков из двух и более изображений. Но эта техника настолько ушла вперед (особенно с учетом фотошопа, в котором все можно делать гораздо проще), что подобный труд фотографов ранней поры, хотя и вызывает глубокое уважение, кажется устаревшим по своим методам.
Дорогие друзья! Если Вам понравилась статья, не сочтите за труд поделиться ею в социальных сетях и оставить ретвиты.
Поделиться в соц. сетях