История фотографии на рубеже XIX – XX веков в своем развитии во многом связана с таким художественным направлением, как пикториализм . Продолжаю публикацию материалов по данной теме, начатую ранее.
Большой интерес к пикториализму проявился в Австрии. Известный деятель венского Клуба фотографов-любителей Гуго Геннеберг (1864-1918 г.г.) посетил в середине 90-х годов XIX века фотовыставку в Лондоне, где впервые увидел снимки Демаши, сделанные «благородными способами печати». Они произвели на него настолько сильное впечатление, что после возвращения в Вену он знакомит с новой техникой двух своих друзей — Ганса Ватчека (1848-1903 г.г.) и Генриха Кюна (1866-1944 г.г.). Совместными усилиями они очень скоро добились неплохих результатов не только в Вене, но и в других городах Австро-Венгерской империи.
Видимо наиболее важную роль играл Ганс Ватчек, имевший солидное образование в области живописи, т. к. после короткой практики в ксилографическом институте он обучался в академиях в Лейпциге и Мюнхене. Работал преподавателем рисования в венской реальной гимназии. В связи со своей работой он изучал способности человека видеть и сравнивал эти спосбности со снимком.
Ватцек стремился делать мягкие, но достаточно отчетливые снимки. Начинал он, как и Дэвисон, с камерой-обскурой, но вскоре заменил ее аппаратом с обыкновенным мениском. Ватчек работал с исключительной ответственностью и самокритичностью: за 12 лет работы он считал готовыми лишь 65 фотографий.
Из этой австрийской трехчленной группы “Трилистник” (в качестве символа авторы к своей подписи дорисовывали три лепестка) дольше всех прожил Гейнрих Кюн, который постепенно стал одним из главных защитников следования образцам живописи в странах с немецким языком. Помимо активной творческой деятельности он написал также целый ряд статей и публикаций о фотографии. «Излишнюю резкость» фотографического изображения Кюн разрушал различными насадками на объектив фотоаппарата. Он сконструировал совместно с мюнхенским оптиком Францем Стэблем специальный объектив, для которого использовалась кольцевая диафрагма с отверствиями, в результате чего преобладало освещение изображения со стороны, причем дозу смягчения можно было регулировать. Прототип этого объектива послужил основой для объектива «Имагон», широко применявшегося в фотоателье еще в период между двумя мировыми войнами и практически использовавшегося в некоторых случаях до недавнего времени.
Австрийские (а частично и германские) пикториалистические течения оказали значительное влияние на развитие фотографии. Приверженцем венских образцов был Карел Новак (1882-1952 г.г.), создавший портреты, напоминающие картины художников. После окончания первой мировой войны он преподавал фотографию в Государственной полиграфической школе в Праге, где в то время учился Йозеф Судек.
Германский вариант пикториализма, отличавшийся от австрийского имел выдающегося последователя в Чехословакии Франтишека Дртикола (1883-1961 г.г.).
Начальное образование, полученное в ателье Маттаса в городе Пршибрам, он дополнил в Учебном исследовательском институте фотографии в Мюнхене, который окончил с отличием в 1903 г. В то время главное внимание уделялось портрету. Этому жанру Дртикол преимущественно и посвятил себя в собственном ателье сначала в г. Пршибрам (1907-1910 г.г.), а потом в Праге (1910-1935 г.г.).
Однако наиболее интересные снимки, ваписавшие его имя в историю фотографии, были созданы не по заказу. Прежде всего это были акты, которые Дртикол стилизировал согласно требованиям времени так, чтобы они ывзывали определенные аллегорические представления . Под влиянием модернизма Дртикол соблюдал декоративность при выборе композиции, что нередко применял при создании портретов. Сочетая это с «облагораживающими способами печати», он добивался таких результатов, которые получали у его современников наибольшее признание.
Тесные культурные связи с Францией спосбствовали распространению пикториализма еще накануне первой мировой войны и в царской России. К наиболее известным представителям пикториализма относились Н.А.Петров, С.Лобовиков, и С.Саврасов. Как и в большинстве стран в молодом Советском государстве тоже можно было найти отзвуки пикториализма и после окончания первой мировой войны в произведениях некоторых авторов, например, у Сергея Иванова-Алилуева.
Вне европейского континента пикториализм нашел довольно широкое распространение в США, но с некоторыми модификациями, отличающими его от европейского. Американский пикториализм ориентировался прежде всего на платинотипию в позитивном процессе, в значительно меньшей мере стирающей типичные фотографические черты, чем пигментовая, угольная и бромомасляная печать, применяемые в Европе. Лучшие представители американского пикториализма объединились в группе «Фото-Сецепшн», созданной в 1902 г. Небезынтересно, что гланым инициатором возникновения этой группы был Альфред Стиглиц (1864-1946 г.г.), большая часть творчества которого относится к так называемой «непосредственной фотографии» и совершенно очевидно отличается от пикториализма, навеянного импрессионизмом.
Наиболее выдающимся среди авторов группы «Фото-Сецепшн», работавших в духе пикториализма, был Эдвард Стейхен (1879-1973 г.г.). Он уделял большое внимание освещению, которое считал важнейшим фактором для создания снимка. Стейхен без колебаний использовал даже лунное освещение, если оно казалось ему более подходящим для выражения сюжета. Этот путь он избрал, например, при создании снимка скульптуры Родена «Бальзак».
Стейхен освоил также искусство использования лучей света для смягчения очертаний.
К видным членам-основателям «Фото-Сецепшн» относилась также Гертруда Кэзебир (1852-1934 г.г.). В своем творчестве-самовыражении она довольно часто обращалась к теме девичьего портрета и к выражению отношений между женщиной и детьми. В определенной мере она использовала эти темы для того, чтобы выразить в своих снимках часть своей сложной личности.
Несколько вне группы «Фото-Сецепшн» работал Фрэд Голланд Дэй (1864-1933 г.г.), ибо он был сильной личностью и определенная ревность и соперничество между ним и Стиглицем были общеизвестны. Дэй унаследовал от отца большое состояние, поэтому мог всю жизнь заниматься лишь тем, что приносило ему радость. Фотографируя, он использовал обеспечивающую мягкость рисунка оптику без корректирования недостатков, что позволяло ему создавать необходимую атмосферу. Его творчество отличалось романтическими чертами в подражании художникам, некоторые снимки пронизаны даже духом мистицизма. Он даже изображал себя в виде Спасителя.
В 1900 г. он стал организатором выставки Королевского фотографического общества, на которой из 375 работ сорока двух фотографов 103 принадлежали самому Дэю.
Российская революция прервала путь Дэя-фотографа. Т.к. его техника была основана на платиновой печати, которая позволяла получать фотоснимки очень высокого качества, то она сильно зависела от поставок платины. А в то время Россия контролировала 90% мирового рынка платины. После событий 1917 г. Россия прекратила поставлять платину, которая использовалась исключительно в военных целях. Это и общее падение интереса к пикториалистической фотографии привело к утрате интереса Дэя к фотографии.
Оценивая пикториалистическое творчество, навеянное импрессионизмом и другими направлениями живописи, необходимо осознать, что это течение продержалось удивительно долго. Поэтому проявлялись различные нюансы, оражавшие определенные перемены времени. Для объективной оценки необходимо видеть как положительные, так и отрицательные стороны пикториализма, прежде всего с точки зрения логики развития фотографии.
Несомненным вкладом можно считать дальнейшее накопление сведений о структуре изображения, хотя в некоторых случаях необоснованно преобладала формальная композиция над необходимосьбю выражения темы.
Очень важным был интерес к изобразительным возможностям освещения, которые глубоко изучались. Так что история фотографии во многом обязана пикториализму.
Отрицательной чертой пикториализма можно считать чрезмерное подчеркивание типичных для живописи элементов, особенно если они находились в противоречии со специфичностью фотографического изображения. Чистота фотовыражения, отвечающая духу изобразительного средства, несомненно, пострадала от стремления подражать полотнам художников. Таким образом развитие фотографии сошло с прямолинейного пути. С этой точки зрения пикториалистические течения на рубеже XIX-XX веков были определенным шагом назад по сравнению с натуралистической фотографией Эмерсона. Однако необходимо добавить, что для многих авторов увлечение пикториализмом означало лишь определенную ступень в их развитии, период, в который они приобрели важный опыт формального построения изображения, использованный ими позже уже в других направлениях творчества, полностью отвечавших специфике фотографии.
Следует отметить, что пикториализм был не единственным течением в развитии фотографии, некоторые фотографы были сторонниками и других направлений, в частности упоминавшийся выше Альфред Стиглис.
Следует отметить, что пикториализм не умер, он развивается и в наше время, в частности в восточной фотографии. Примером может служить китайский пикториализм.
Петр Тауск
«Fotografi 81”
А вот Вам красивый осенний мотив и чудная музыка. Да, увы… осень наступила:
Поделиться в соц. сетях
[…] оценке. С этой сложной задачей великолепно справился Эдвард Стейхен (1876-1973), организовав выставку под названием «Род […]
[…] Эта тема будет продолжена дальше в следующем материале. […]
[…] В значительной мере с этой задачей справился Эдвард Дж. Стейхен (1879 – 1973), когда стал директором […]
[…] В значительной мере с этой задачей справился Эдвард Дж. Стейхен (1879 – 1973), когда стал директором […]