История фотографии во многом связана с развитием живописи, от которой она заимствовала некоторые художественные приемы. Одним из таких направлений был пикториализм, который развивался под влиянием импрессионизма в живописи. В предыдущей статье я описывал развитие пикториализма в конце XIX века. Продолжаю эту тему.
Распространению пикториализма способствовало определенное единство фотографов этого направления.
Важную роль в этом сыграл Альфред Горслей Хинтон (1863-1908), шеф-редактор влиятельного журнала «Любительская фотография». По его инициативе была создана международная группа «Братство соединенного круга». Помимо него и Д.Дэвидсона, из известных британских фотографов членом братства был также Джеймс Крейк Эннэн (1864-1946), занимавшийся фотографией профссионально уже с юношеских лет. Сначала он обучался в фотоателье своего отца Томаса Эннэна в Глазго, но изготовление портретов на заказ не удовлетворяло его стремления к творчеству. В 1896 году он издал портфолио одиннадцати снимков на тему «Венеция и Ломбардия», отпечатанных методом фотогравюры маленьким тиражом — 75 экземпляров. Заслугой Д.К.Эннэна можно считать также то, что он снова обратил внимание на творчество Д.О.Хилла и Р.Адамсона, которое стало забываться.
Во Франции, родине импрессионизма, к членам «Братства соединенного круга» относится прежде всего Робер Демаши (1859-1938). Сначала он был служащим в банке, увлекающимся литературой и музыкой. Помимо этого, Демаши еще и рисовал, так что у него выработалась способность видения и восприятия окружающего мира еще до того, как он начал фотографировать. Видимо это сказалось на его стремлении приспособить свои снимки образцам живописи. Он исходил из убеждения, что снимок не должен быть «копией действительности», а выражением представлений фотографа. Что касается его личного подхода к творчеству, то он считал, что фотоизображение должно создаваться постепенно – деталь за деталью, причем некоторые части снимка должны быть выразительными, другие, наоборот, необходимо подавлять. Поэтому для Демаши характерно вмешательство в весь процесс изготовления позитива. Он широко пользовался «облагораживающими способами печати», технически усовершенствовав некоторые из них. Так история фотографии оказалась связана с развитием живописи, прежде всего импрессионизма.
И другой известный французский пикториалист К.Пюйо (1857-1933) был, в сущности, фотолюбителем. Сначала он служил как офицер артиллерии в генеральном штабе, фотографией начал увлекаться с 1889 года, но после ухода на пенсию в 1902 году занялся ею всецело. Благодаря своей предыдущей профессии Пюйо имел большие знания в области оптики, так что смог рассчитать специальный объектив для портретирования.
Наряду с Великобританией и Францией пикториализм в девяностые годы нашел широкое распространение и в Германии, где фотографы подражали не только импрессионистам, но и полотнам художников других направлений — модернистов и символистов, причем с особым меланхолическим подтекстом. К авторам, у которых отчетливо проявлялся творческий синтез всех этих течений, в первую очередь можно отнести Николауса Першейда (1864-1930). Сначала у него было фотоателье в Лейпциге, потом он переселился в Берлин, где имел заказчиков из высших кругов общества. Однако лучшие его произведения были созданы не по заказу. Те снимки, в которых Першейд стремился к художественному творчеству, отличаются особой ностальгией как с точки зрения выбора сюжета, так и способа его подачи.
Непосредственно в портретном жанре влияние пикториализма в Германии особенно выразительно проявилось у Гуго Эрфурта (1873-1943), сделавшего портреты целого ряда выдающихся личностей. К его излюбленным методам относились резинопечать и маслопечать, придающие снимкам вид картин.
Большим успехом пользовались также работы братьев Теодора (1868-1943) и Оскара (1871-1937) Гофмайстер, живших в Гамбурге и всегда вместе подписывавших все свои снимки. Сначала они снимали фотокамерой на пластинки размером 13х18 см, с которых делали дубль-негативы до формата 70х100 см. Только эти негативы служили для «облагораживающих способов печати». Позитивы пользовались таким успехом, что братья Гофмайстер продавали их музеям и некоторым частным лицам за баснословно высокую цену — 200 золотых марок.
Эта тема будет продолжена дальше в следующем материале.
_________________________________________________________________________________________
Для интересующихся получением цифровых фотографий HDR, представляю видеоурок:
Поделиться в соц. сетях
[…] История развития пикториализма в фотографии продолжается далее в следующей статье. […]