Рассматривая выразительные средства фотографии, нельзя не упомянуть динамизм фотографии.
Динамизм фотографии
как выразительное средство.
Мы живем в динамичном мире, полном движения. Естественно фотограф, существуя в этом мире, стремится отобразить вечное движение жизни.
Особенность фотографии в том, что она выхватывает краткий момент жизни. Но зритель по этому моменту, как бы продолжая его, представляет себе все движение.
Данный портрет не отражает вроде бы непосредственно движение, но его вполне можно назвать динамичным, не правда ли? Выражение лица, которое поймал фотограф, является выразительным средством, передающим динамику снимка.
Когда говорят о динамизме фотографии, вовсе не обязательно имеют в виду непосредственное движение. Могут сказать: “Какая динамичная сцена”, или “динамичный момент”, ” динамичный портрет”. Динамизм фотографии гораздо шире, чем просто показ механического движения, но и, какое-то изменение выражения лица, характеризующее напряженность момента может быть достаточно динамичным.
На этом снимке вроде и статичные фигуры, но он полон динамизма. И это выражается прежде всего в позе подлетающей синицы, ее положение неустойчиво и глаз зрителя как бы продолжает ее движение.
Отражение движения в фотографии.
Однако рассмотрим отображение самого движения в фотографии, т.к. выразительные средства фотографии без этого обойтись не могут.
Непосредственно движение отображается в различных снимках: спортивный репортаж, фотографии с места событий, наконец, просто в снимках жизни города, движения транспорта и т.д.
На фотоснимке “Тройка” наклон лошадей, особенно правой, их явно неустойчивое положение создает ощущение движения.
Конечно, наиболее распространенные фотографии движения – спортивные съемки, съемки различных гонок и т.д. Однако не думайте, что сама по себе съемка спортивных состязаний уже позволяет получать динамичные снимки.
На самом деле фотография движения не всегда может оказаться динамичной.
Рассмотрим серию снимков, скажем из кинопленки, заснявшей ходьбу человека. В разных фазах движения человек выглядит по-разному. Есть моменты, когда он стоит на земле двумя ногами. В какое-то мгновение он как бы замер на месте. Такая фаза является статичной, и такой кадр выхваченный из серии сримков о движении не говорит. В то же время, когда мы видим, что человек поднял ногу или ее опускает, он застывает в кадре в состоянии неравновесия. Мы понимаем, что в следующее мгновение нога опустится, иначе она просто упадет. Если еще при этом и корпус человека наклонен по направлению движения (явное неравновесие), то это свидетельствует о движении. Такая фаза динамична.
Эдвард Майбридж (1830-1904) занимался съемкой серий фотографий, показывающих движение человека:
На этих фотографиях видно, что есть позы человека, когда он как-бы застывает с поджатой ногой (четвертая фотография в верхнем ряду), это поза статичная, другие же, как первая в верхнем ряду неустойчивые, динамичные. Использование в снимке наиболее динамичной позы и работает как выразительное средство фотографии.
Фотографы, занимающиеся спортивными съемками, знают, что в различных видах спорта есть мгновения, которые как бы статичны. Например, прыгун с шестом в высшей точке прыжка на мгновение застывает, повисает в пространстве. Но и в это мгновение спортсмен, перегнувшись через планку стремится ее преодолеть. Это отражается и в выражении лица, взгляде. Одаренные фотографы ловят такие моменты и получают удивительные по своему воздействию на зрителей фотографии.
Динамизм фотографии передается через фотокомпозицию. Если ранее мы говорили о правилах равновесия в фотографии , то при отображении движения наоборот композиция снимка выбирается неравновесной.
Более подробно о технике съемки фотографий движения будет описано далее.
Поделиться в соц. сетях
[…] а фон размазать. Это подчеркивает движение, создает динамичный рисунок […]
[…] динамичный и вызывающий неизменный интерес у зрителей – […]
Great insight. Releived I’m on the same side as you.
[…] процессов. О динамизме фотографии я уже писал ранее в статье о динамизме как выразительном средстве и статье о […]
[…] что создает впечатление движения, усиливает динамизм снимка. Такая техника позволяет снимать соревнования, […]