И вновь возвращаюсь к такому понятию как фактура в фотографии , но уже при естественном освещении. И здесь также освещение в фотографии является определяющим в передаче фактурности
Задача воспроизведения фактур рассматривалась ранее , там говорилось о съемке в основном об искусственном освещении. Но как быть в реальности, при съемках на природе? Фактура поверхности и здесь играет свою роль в создании живописного рисунка. Но в данном случае приходится выбирать характер освещения исходя из реальных условий.
Фотограф, знающий свойства снимаемых поверхностей сознательно выбирает направление освещения и его характер.
Так шероховатую поверхность – траву, вспаханное поле, снег снимают (если хотят передать фактуру поверхности) при боковом, скользящем освещении. Такой свет хорошо прорабатывает фактуру поверхности и повышает выразительность фотографии. При этом тени подсвечивает рассеянный в атмосфере заполняющий свет. Он смягчает рисунок и создает естественный переход от света к тени.
Плохо прорабатывается фактура в фотографии передним рассеянным светом, например в пасмурную погоду. Скажем, снег выглядит монотонно серым. Другое дело в солнечную погоду, когда снежная поверхность сияет и играет множеством искр!
Но полуденное солнечное освещение, когда солнечные лучи падают вертикально вниз, не выгодно для изображения фактуры поверхности, т.к. лучи отражаются от поверхности в разные стороны одинаково (диффузно) и не создают светотеневого рисунка. Но в этих вопросах нет догм, возможно фотограф хочет не столько фактуру снежной поверхности показать, сколько мягкость тональных переходов. В любом случае необходимо внимательно выбирать освещение в фотографии.
Так при съемке поверхности воды эффектным является контровое (заднее) освещение. Оно хорошо прорабатывает волнистую поверхность воды.
А как живописно выглядит солнечная дорожка на воде при восходе солнца или при закате!
Нередко фактурность является самостоятельной целью фотографа. Так фотографы снимают замшелую поверхность скал, поверхность булыжных мостовых, стены старых зданий.
А при съемке полированных поверхностей блики, возникающие при зеркальном отражении света играют свою изобразительную роль. Так яркие блики при отражении солнца от окон домов при заходе солнца создают неожиданные эффекты и повышают выразительность фотографии.
Поделиться в соц. сетях