Освещение в фотографии и фотокомпозиция неразрывно связаны.
Что поделаешь, фотография рисует светом. Само слово “фотография” в переводе означает – “светопись”. Поэтому освещение в фотографии – основа основ.
Почему освещение связано с таким понятием, как фотокомпозиция?
Свет в природе, в реальности оказывает эмоциональное воздействие на человека. В солнечный день и настроение хорошее, оптимистичное. Пасмурный день вызывает порой тягостное настроение, порой сырой осенний пасмурный день вызывает грусть, одиночество. Рассеянный свет в лесу связан с ощушением свежести, прохлады.
Эти эмоциональные факторы и являютя основой для создания настроения в снимке.
Для восприятия человеком играет роль не только освещенность объекта в целом, но соотношение яркостей освещенных и теневых участков, т.е. контраст. Для фотографа мало знать, достаточно света для получения хорошего снимка или нет. Нужно еще видеть, как падает свет, каковы формы светотеней, каковы контрасты освещенного объекта.
Характер освещения в природе, в реальности зависит от главного источника света – солнца, от того как оно расположено по отношению к объекту. Но на объект падает не только прямой свет от солнца, немалый вклад в освещение вносит рассеянный (равномерно распределенный в пространстве) в атмосфере свет, а также отраженный от окружающих объектов (стен домов, поверхности воды, снега, льда и т.д.).
Яркости, возникающие на объекте, при его освещении зависят от двух факторов: отражающей способности освещаемых поверхностей (их фактуры , их цвета), а также характеристик падающего на поверхность света (яркости света, направления падающих лучей, спектрального состава света).
Отсюда можно понять, что на характер освещения в реальности влияет несколько изменяющихся факторов. Это и является причиной столь разнообразных условий, которые влияют на освещение в фотографии. Когда рассматривается фотокомпозиция снимка, необходимо учитывать характер освещения.
В солнечную погоду, при безоблачном небе яркий солнечный свет падает на объект. При этом с той стороны объекта, которая обращена к солнцу, создаются ярко освещенные участки – “света”. С другой стороны, неосвещенной, возникают темные участки, которые определяются как собственные тени.
Сам объект также создает тень на других объектах и поверхностях – падающую тень.
Поверхности, которые окружают объект отражают свет, который падает на рассматриваемый объект. Когда поверхности матовые или шероховатые, этот свет рассеянный и не так силен, как основной, но может быть достаточным для того, чтобы высветить (или, как говорят, смягчить) собственные тени объекта. Такую подсветку называют рефлексом.
Поверхности объекта обращены по направлению к солну под разными углами, поэтому отражают разное количество света. Так возникают плавные переходы от ярко освещенных участков, к темным. Эти переходы создают полутени.
Поверхности, именющие зеркальный характер, отражают солнечные лучи под определенным углом зеркально. Возникают яркие блики.
Вот пример, когда солнце на закате отразилось от окон домов, создавая необычный эффект:
В данном случае на этом эффекте построена фотокомпозиция кадра.
Смотрите, как освещаются объекты, которые Вы снимаете, ловите интересные световые эффекты, и Вы значительно улучшите првлекательность ваших снимков.
Поделиться в соц. сетях
[…] 'ru'}Продолжаю разговор, начатый в http://makal47.ru/?p=526 об освещении на […]
Спасибо за статью, у Вас очень интересно!!!
Очень красивое фото. Тоже хочу поймать момент и запечатлеть что-нибудь необычное и прекрасное!
Yeah, that’s the tikcet, sir or ma’am