Продолжаю разговор, начатый в статье об освещении на натуре.
Рассмотрим теперь виды освещения в фотографии применительно к реальным условия натуре и связанные с ними выразительные средства фотографии.
Направленный солнечный свет.
Направление солнечного освещения в реальности, на природе меняется в зависимости от времени суток. При этом меняется угол, под которым солнечные лучи падают на объект съемки а также толща атмосферы, которую они проходят.
Но важен не только угол падения света, но и угол, под которым фотограф и объектив фотоаппарата смотрит на объект, т.е. какая часть отраженногго света при этом попадает в объектив.
Ранее были рассмотрены виды освещения в фотографии в общем. Там говорилось, что виды освещения, в основном,можно разделить на следующие: основной, рисущий свет (как правило боковой), фронтальный (передний) – обычно рассеянный (заполняющий) и контровой, напрвленный на объект сзади, а фотографу прямо в объектив.
В реальности не обязательно виды освещения должны быть причислены к одному из этих видов. Чаще всего освещение носит смешанный характер. Но все же преимущественный характер освещения можно выделить и использовать выразительные средства этого вида.
Рассеянный свет неба.
В реальности кроме основного источника освещения – прямого света солнца, в освещении участвует еще свет от солнца, который рассеивается атмосферой, рассеянный свет неба. Его роль в освещении объекта также достаточно велика. Этот свет освещает все поверхности объекта одинаково, поэтому вносит существенный вклад в освещение теневых участков.
Можно сказать, что положение основного источника света – солнца относительно объекта съемки, определяет рисунок светотени, а количество рассеянного света – контраст (различие в яркостях освещенных участков объекта и теневых). Выразительные средства фотографии могут основываться и на этом виде освещения.
И все же лучше, когда небо затянуто легкими полупрозрачными облаками. Облака являются своеобразными отражателями, и за счет отражения повышают количество рассеянного света. При таком освещении контрасты светотени смягчаются. Такое освещение более богато выразительными средствами.
В пасмурный день, когда небо закрыто сплошным слоем облаков, освещение, в основном, рассеянное. Контрасты света и тени на объекте очень невелики, светотеневой рисунок выражен недостаточно.
Дневное освещение может давать в зависимости от количества рассеянного света как очень контрастный светотеневой рисунок, так и мягкий. Количество рассеянного света зависит от состояния атмосферы. В солнечный день, когда небо чистое, без облаков, или облака редкие, относительное количество рассеянного света минимально.
Отраженный свет.
Недостаточно учитывать только прямой свет от солнца и рассеянный в атмосфере. Существенный вклад в освещение вносит и отраженный свет. В некоторых случаях этот вклад бывает весьма значительным.
Так, например, при съемках в горах отражение света от снега очень велико, особенно при ярком солнечном свете. Там еще необходимо учитывать значительно большее содержание ультрафиолетового света в общем спектре из-за уменьшени толщи атмосферы с высотой.
В горах и рассеяние света в атмосфере снижено.
Велико отражение от воды, песков. А когда, например человека снимают у большой поверхности стены, то необходимо учитывать и отраженный от стены свет. При чем отражение от по разному окрашенных стен различно, что может приводить к появлению цветных бликов в неожиданных местах.
Таковы виды освещения в фотографии и когда их учитываешь, можешь получать интересные снимки.
Поделиться в соц. сетях
[…] предыдущей статье http://makal47.ru/?p=533 рассмотрены в общих чертах виды освещения, […]
Спасибо за информацию. Удачи во всем.
[…] что выбор ракурса съемки и направление освещения — вот два момента, которые весьма важны при съемке […]