Фотограф Арнольд Ньюман – основатель художественного направления “естественного портретирования”.
Фотография относительно молодое искусство, по сравнению, например, с живописью. Но и у нее за время развития имелись свои столпы — основатели. Ранее я уже писал об основателе документальной фотографии, направления «уличная фотография» Анри Картье-Брессоне. Теперь хочу рассказать также об одном из основоположников искусства фотографии, основателе стиля «Естественного портретирования» или съемки людей в естественном окружении (environmental portraiture) одном из самых выдающихся и влиятельных фотографов XX века, американском фотографе Арнольде Ньюмане (Arnold Abner Newman) . В общем эти два направления в чем-то близки.
Вот, например, портрет художника Джексона Поллока. Художник снят в своей студии с красками, кистями и другими принадлежностями.
А над Сальвадором Дали на стене какая-то петля из провода, что наводит на определенные аналогии с его творчеством.
Портреты, сделанные Ньюманом видели даже те, кто не интересуется фотографией. Он снимал портреты стольких знаменитых личностей, что и десятой части хватит чтобы сделать честь другому фотографу. А некоторые из его портретов стали просто знаменитыми. Такие, например, как портреты Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Марка Шагала, Мерилин Монро, Игоря Стравинского.
Фотография Ньюмана считается лучшим портретом Пабло Пикассо:
Арнольд Ньюман (Arnold Abner Newman) родился в Нью-Йорке 3 марта 1918 года. С 1936 года он изучал живопись в университете Майами, что опять же роднит его с Картье-Брессоном, который также в юности учился живописи. Так что фотография как искусство многое впитывала в себя из живописи. В 1938 году из-за финансовых трудностей он оставил учебу и поступил на работу фотографом в Филадельфии. Там он увидел что работа фотографа была довольно рутинной. Фотопортреты того времени снимались в стандартной обстановке, объекты съемки имели стандартные позы и снимались в стандартных ракурсах. Ньюман говорил, что работа эта была похожа на конвейер. Человека, воспитанного живописью это не могло удовлетворять. И все же работа в Пенсильвании и Флориде способствовала развитию его техники документальной фотографии.
Съемками «портретов в естественной обстановке» Арнольд Ньюман увлекся в начале 1940-х годов. Он говорил, что «вышел из живописи», где была важна композиционная цельность портрета. Фон портрета, все детали должны рассказывать об объекте, раскрывать личность человека, а не просто фиксировать его. Этот принцип давно используемый в живописи стал прорывным в фотографии того времени.
В 1941 году произошла встреча Арнольда Ньюмана с фотографом Альфредом Стиглицем, который в то время готовил выставку американских фотографов в Великобритании. Участие в этой выставке и помогло Ньюману обрести известность. В 1942 году он из-за войны вынужден был уехать во Флориду, где открыл собственную студию в Вест-Палм-Бич.
Уже в 1945 году в художественном музее Филадельфии прошла выставка его фотографий «Как выглядят художники» («Artists Look Like This »), которая имела большой успех. В 1946 году в Нью-Йорке он открыл еше одну студию и вошел в Американское фотографическое общество.
Ньюман не только взял классические идеи из живописи, но и дополнил их инструментами фотографии. Большинство его снимков являются черно-белыми (хотя есть и цветные). Основное место в его фотографиях занимает сам портретируемый: лицо и руки крупным планом, а все окружение подчеркивает психологический портрет, обогащает нюансами. Каждая фотография Ньюмана — некоторая биографическая история.
Интересна в этом плане история его фотографии Альфреда Круппа, сделанной в 1963 году.
Известного промышленника Арнольд Ньюман должен был снимать по заданию редакции Newsweek. Крупп пользовался дурной репутацией военного преступника, использовавшего в нацистской Германии рабский труд для производства оружия. Когда Крупп узнал, что Ньюман еврей, он отказался от участия в съемке. Несмотря на отказ Ньюман предложил Круппу хотя бы ознакомиться с портфолио фотографа. Посмотрев снимки, Крупп изменил свое решение. Съемки проходили 6 июля 1963 года в Эссене на том самом заводе, где работали военнопленные во время войны.
Увидев готовую фотографию, Крупп пришел в ярость. На что Ньюман заявил: « Я — еврей, и это — моя небольшая месть».
Арнольд Ньюман фотографировал многих знаменитых людей своего времени, и в каждом снимке он всегда стремился показать особенности их работы и творчества.
Наиболее известны портреты художников Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, композитора Игоря Стравинского, дирижера и композитора Леонарда Бернстайна, 1968, режиссера Вуди Аллена, 1996, Джона Кеннеди и др.
«Господин Ньюман, вы сделали меня известным» – сказал Игорь Стравинский, посмотрев фотографию в 1946 г.
Его подход к портретированию оценили коллеги, зрители по всему миру. Его работы покупали самые знаменитые галереи и музеи мира.
Ему удалось снять даже самого великого Анри Картье-Брессона, который не любил сниматься и боялся камеры.
Популярность Арнольда Ньюмана переживала разные периоды. Он был весьма известен в середине XX века, а затем как-бы ушел в тень.
Однако Арнольду Ньюману довелось дожить до начала XXI века, когда интерес к фотографии вспыхнул с новой силой.
« Меня как будто вновь открыли. Я боялся, что меня забудут»
— говорил он незадолго до смерти в 2002 году.
В следующем видео показаны фотографии Ньюмана:
Поделиться в соц. сетях