Рассмотрим выразительные средства фотографии, которые фотограф использует при съемке портрета .
Итак, при съемке портрета важно добиться естественности поведения портретируемого, для чего фотограф должен общаться с моделью. И важно, чтобы эту естественность портретируемый сохранил в течение съемки.
Когда у фотографа и модели установился контакт, то будет и контакт между зрителем и фотоснимком. Если во время съемки модель реагирует на камеру, то и на снимке у зрителя создается ощущение, что он общается с моделью. Если при этом модель смотрит в камеру, то кажется, что она смотирт непосредственно на зрителя. При этом мало просто смотреть на камеру и думать о чем-то о своем, необходимо именно общение с камерой, тогда это общение передается и зрителю. Эта магия фотографии была открыта еще во времена дагеротипов — первых в истории фотоснимков.
Когда портретируемый человек отводит взгляд в сторону, такой непосредственный контакт как бы пропадает. Возникает некоторый барьер между фотографом и моделью, которая, как бы уходит в себя, отдаляется от зрителя. Пространство снимка отделяется от пространства зрителя. Такой портрет тоже имеет право на существование, он подчеркивает индивидуальность снимаемого человека, его независимость и закрытость его внутреннего мира.
Наконец в некоторых снимках герой портрета снимается так, что он как бы не ведает о существованиии камеры, и ведет себя так, как будто камеры нет. Тогда зритель не является прямым участником диалога, он только сторонний наблюдатель, он как бы отделен прозрачной стеной.
Так в зависимости от котакта модели с фотографом, с фотокамерой изменяется и восприятие зрителем фотопортрета. Все эти выразительные средства фотографии используются фотографами для создания настроения снимка при фотографировании портрета.
Отражая взгляд человека, фотограф прежде всего обращает внимание на глаза портретируемого. Глаза — это «зеркало души» человека.
Взаимодействие человека с реальностью отражается в его взгляде. Индивидуальность человека, его неповторимое своеобразие проявляется как раз в этом взаимодействии.
Но не только в выражении глаз человека отражается его индивидуальность, она проявляется в его позе, положении рук. Руки так же, как и глаза отражают состояние человека. Вы помните, как в беседе со зрителями великая балерина Майя Плисецкая говорила о том, каое значение она придает положению рук в танце. Так же и выразительные средства фотографии при съемки портрета не могут обойтись без изображения положения рук.
Руки человека не менее красноречиво, чем глаза передают состояние человека, а может быть даже и более выразительно. Станиславский называл руки глазами тела.
Живописцы прошлого считали, что выразительность лица должна быть подкреплена выразительностью жеста. Выразительность рук является необходимым компонентом портрета в фотографии.
Элементароной ошибкой считается, когда при съемке поясного портрета руки, опущенные вдоль тела, обрезаются по локоть. Обрезанные таким образом руки фотографы называют «макаронами».
Фотографы в своей практике выработали определенные правила (которые конечно не являются догмой, но все же ориентироваться на них нужно) включения рук в композицию снимка. Так, например, пассивную позу портретируемого подчеркивают тем, что руки находятся в спокойном состоянии.
На снимке Сергея Миронова, стилизованном под старый портрет, руки девушки находятся в спокойном состоянии, они дополняют спокойную, задумчивую позу модели.
Руки сжатые вместе говорят о напряжении человека, сжимающие предмет — об его активности.
Так бывает в японских фильмах, когда внешне бесстрастный человек, как принято по этикету, проявляет свое напряженное состояние в судорожно сцепленных руках.
Выразительные средства фотографии, которые используются при съемке портрета одухотворенной модели, обычно изображают руки поднесенные к голове.
Используйте различные средства при фотографировании портрета — и выражение глаз, и позу портретируемого и положение рук. Старайтесь наиболее выразительно показать человека и удача улыбнется вам!
Поделиться в соц. сетях
[…] в фотографии как жанр , необходимо сказать и о выразительных средствах его […]
[…] т.е. что служит сюжетным центром фотографировании портрета […]
Алексей, спасибо за познавательную статью. Как раз сегодня думала о портретной съемке: обещала подруге десяток снимков. А мысль такова: человек с камерой всегда воспринимается как два человека – один мало мальски знакомый (фотограф), а другой – нет (фотоаппарат). Отсюда и напряженность, неестестевенность. Вы очень верно заметили про контакт фотографа с моделью. Было бы очень интересно увидеть Ваши работы