Хорошая фотокомпозиция требует, чтобы фотография была лаконична, т.к. основа фотокомпозиции – это акцент на главном элементе кадра. Именно в лаконичности заключается выразительность фотографии.
Со времен Возрождения в живописи царила концепция картины-окна.
Линейная перспектива в то время уже известная, как бы растягивала вглубь изображаемое пространство. Поэтому художники через изображение на полотне стремились показать мир обобщенно.
В фотографии небольшой прямоугольник бумаги (фотоснимок) воспринимается не как иная реальность, а как скупая, краткая запись о ней, лишь какие-то сведения, для автора почему-то существенные. Снимок – лаконичная запись выразительных элементов, которые фотограф захотел показать людям.
Одной из часто встречающихся особенностей любительских фотоснимков является обилие деталей в кадре. Фотолюбитель стремится вместить в кадр все, что видит. Кадр получается перегруженным деталями, возникает запутанность рисунка. Тогда не понятно, что же, собственно говоря, хотел показать фотограф.
Вот фотография весны. В ней немного деталей: часть забора, еще белый снег, но уже появилась первая лужа – признак весны. Этот снимок говорит о весне больше, чем пространная картина.
Выразительность фотографии – в простоте, лаконизме выражения содержания. Чем меньше деталей, тем лучше. Минимализм, и еще раз минимализм!
В фотографии чрезвычайное распространение приобрел тип снимков, которые можно назвать словом “фрагмент”. Это фрагмент сооружения, фрагмент пейзажа, фрагмент действительности. В этом случае запечатлевается не весь объект, а только его часть, которая почему-то интересна фотографу.
Современные фотографы чаще всего фрагментируют пейзаж, а также вещи и человеческую фигуру.
В кинематографии есть понятие – “крупный план”, т.е. такой кадр, когда объект съемки занимает более 30% изобразительной плоскости.
Эйзенштейн различал два типа крупных планов. Через один из них зритель восстанавливает всю картину. Крупный план другого типа не побуждает к такой достройке, а интересен сам по себе, т.е. рождает в воображении зрителя различные ассоциации, умозаключения. И вот такой тип сейчас у многих фотографов преобладает.
Для того, чтобы у снимка получилась интересная, завершенная фотокомпозиция, необходимо найти правильное положение границ кадра, отсекающих все лишнее. Речь идет о правильном кадрировании снимка.
Конечно частично недостатки в кадрировании можно исправить обрезкой в редакторе изображений.
Здесь прекрасно подойдет фотошоп , в котором наглядно можно видеть результаты обрезки, и в случае, если обрезка неудачна, вернуться назад.
Но нельзя забывать о том, что такая обрезка ухудшает разрешение снимка, т.к. требует увеличения частичного поля до всего размера кадра.
Вот, например, фотограф снял фрагмент городского пейзажа морозным утром:
Однако на снимке есть лищние детали: слева угол здания нарушает равновесие, да и не нужен он. Производится кадрирование:
То, что получилось уже отличается значительной фрагментарностью.
Так что старайтесь определять границы кадра сразу при съемке.
И главное не увлекайтесь деталями. Выразительность фотографии в ее лаконичности.
Интересное пояснение как добиться выразительности фотографии. Конечно, в фотошопе без проблем можно исправить композицию, но гораздо сложней это сделать при редактировании видео материала.
Понимаете, в фотошопе не все в композиции можно исправить, например освещение. Конечно сейчас в фотошопе делают порой чудеса. Не знаю даже отнести это к фотографии, или к изобразительному искусству. И все же тем не менее над композицией надо задумываться во время съемки. Фотографы прошлого имели очень ограниченные возможности, порой они могли сделать всего один снимок. Один мой знакомый носил на пленэр студийную деревянную камеру на треноге! Зато на старых фотографиях, композиция – это главное.
Интересное пояснение как добиться выразительности фотографии. Конечно, в фотошопе без проблем можно исправить композицию, но гораздо сложней это сделать при редактировании видео материала.
Понимаете, в фотошопе не все в композиции можно исправить, например освещение. Конечно сейчас в фотошопе делают порой чудеса. Не знаю даже отнести это к фотографии, или к изобразительному искусству. И все же тем не менее над композицией надо задумываться во время съемки. Фотографы прошлого имели очень ограниченные возможности, порой они могли сделать всего один снимок. Один мой знакомый носил на пленэр студийную деревянную камеру на треноге! Зато на старых фотографиях, композиция – это главное.
[…] зрителя. И самое главное – не увлекаться деталями! Минимализм – прежде […]
[…] с этим необходимо еще раз подчеркнуть – минимализм, лаконичность – отличительные черты хорошей фотографии. […]