Рассмотри теперь основы фотокомпозиции портрета, т.е. что служит сюжетным центром фотографировании портрета .
Фотоаппарат фиксирует внешние проявления объекта съемки. В портрете такими внешними проявлениями являются лицо и корпус портретируемого. Во внешних проявлениях отражаются как внутренние процессы, т.е. переживаемые человеком в данный момент эмоции и чувства, так и реакции человека на все, что происходит вокруг.
Лицо является тем основным элементом, по которому судят о характере человека. Поэтому оно и является зеркалом души. Но оно же отражает и мимолетные состояния человека, его реакцию на окружающую ситуацию, т.е. является как бы зеркалом внешнего мира.
Что же касается позы и жестов, то они прежде всего являются проявлениями реакции на происходящее, т.е. отражают внешний мир. И все же они тоже говорят о характере человека, только косвенно. Люди реагируют на внешние события по разному и в их реакции проявляется индивидуальность каждого отдельного человека. Эти реакции тоже отражают характер человека, его внутренний склад, чем пользуются актеры для создания у зрителя представления о характере персонажа. В театре придается большое значение позе и жесту.
Когда фотограф снимает портрет человека с выразительным лицом, то основы фотокомпозиции предопределены, лицо и является сюжетным центром композиции снимка. Но порой фотографу этого кажется недостаточно. Он стремится показать взамодействие портретируемого с внешним миром, тогда он выбирает позу и жест человека. Порой фотографы прибегают при этом к режиссуре, предлагая человеку принять определенную позу, сделать выразительный жест, который по их мнению является характерным для данного человека.
Тогда фотограф снимает человека во весь рост или по колени, так чтобы и поза и жест вошли вкадр. В этом случае сюжетный центр фотографии — не лицо, а корпус. Поза портретируемого его жест создает динамизм фотопортрета.
Сейчас довольно распространены фотопортреты явно срежессированные. Хотя, конечно, и раньше фотографы прибегали к определенной режиссуре, но все же главное они искали в самом человеке, его индивидуальности.
Теперь в моде портреты, где человек играет определенную роль, заданную фотографом. Насколько эта роль является отражением внутреннего мира человека, или она навязана извне определяет фотограф, автор. А отсюда и основы фотокомпозиции применяются разные.
В принципе художник имеет право на свое видение мира и человека в частности. В портрете он отражает не только индивидуальные черты данного конкретного человека, но и свое представление о нем или даже свою абстрагированную фантазию. Искусство является неким абстрактным, а не зеркальным отражением реальности.
Например, Екатерина Рождественская снимает своих героев в костюмах других историчеких эпох, ищет сходство с различными историческими персонажами, с персонажами полотен знаменитых художников.
Кристина Орбакайте в образе героини картины Леонардо да Винчи
“Дама с горностаем”.
Искусственный прием? Да. Но она, как художник в этом случае создает художественный образ. Художественное произведение не обязано просто копировать действительность.
Поделиться в соц. сетях