Черно-белая фотография. Сенсибилизация фотоматериалов.
Мы живем в эпоху широкого распространения цветной фотографии. Кажется вполне естественным, что снимки, сделанные фотоаппаратом или телефоном должны быть цветными. Но так было не всегда. В статье «История цветной фотографии» рассказывалось, как рождалась цветная фотография. Процесс её создания был не так быстр. Довольно долго черно-белая фотография широко использовалась как фотолюбителями, так и профессионалами. Немало шедевров фотографии снято на черно-белую пленку, например такими знаменитыми фотографами, как Анри Картье-Брессон, Арнольд Ньюман и другие. Я сам довольно долго занимался черно-белой фотографией.
Цветная фотография распространилась лишь когда она стала доступна широким массам, благодаря внедрению высококачественных фотоматериалов по доступной цене и особенно с появлением цифровой фотографии.
Для того, чтобы получить широкое распространение черно-белая фотография должна была прежде добиться адекватной передачи окружающего мира во всем многообразии цветов. А в этом деле пришлось решить определенные технические и технологические вопросы.
И здесь нужно сказать об особенностях воспроизведения цветов в фотографии. Все фотоматериалы (фотопленка, фотобумага) имеют светочувствительный слой — фотоэмульсию, в состав которой всегда входят галогены серебра. Серебро — основное вещество, которое реагирует на свет. Ионы серебра под действием света переходят в возбужденное состояние, которое называют скрытым изображением. Затем при воздействии специальных химических реагентов, содержащихся в проявителях происходит восстановление металлического серебра, которое и создает изображение на фотопленке. Однако известно, что галогены серебра, входящие в состав эмульсии, имеют ограниченную чувствительность ко всему спектру белого света.
Они наиболее чувствительны к фиолетовой, синей и ультрафиолетовой зонам спектра и мало чувствительны к зеленой и почти не чувствительны к красной зоне. Ниже приведена область спектра электромагнитных излучений, в которой видимый человеческим зрением свет занимает лишь ограниченную часть. Там же показаны длины волн, соответствующие различным цветам.
Нужно было как-то расширять зоны чувствительности фотоматериалов.
Поиски ученых привели к необходимости вводить в состав эмульсионного слоя специальных веществ – сенсибилизаторов, позволяющих существенно расширить зону спектральной чувствительности фотоматериалов.
В 1873 году Герман Фогель научился сенсибилизировать фотоматериалы. Он получил первую в мире ортохроматическую эмульсию. Однако лишь в 1905 году был получен красный сенсибилизатор пинацианол Бенно Гомолкой. А изготовление первых панхроматических фотопластинок было начато Рэттеном и Уэйнрайтом год спустя.
Широкое производство панхроматических фотоматериалов началось только в 1930 годах. До этого времени использовались, в основном, ортохроматические фотоматериалы, т.к. они были более дешевы и работать с ними было привычнее. Они были практически нечувствительны к красному цвету, поэтому обработка их могла вестись при свете красного фонаря.
С развитием технологии широко стали применяться сенсибилизированные фотоматериалы.
Фотоматериалы (фотопленка, фотопластины) покрываются светочувствительной эмульсией, которая представляет собой слой желатина с равномерно распределенными в нем микрокристаллами галогенидов серебра (AgBr, AgJ, AgCl). Оптические сенсибилизаторы — это обычно циановые красители, мероцианины, трифенилметановые красители, азокрасители, оксазины и феназины, вводятся перед поливкой фотоэмульсии на подложку. Они взаимодействуют с ионами серебра на поверхности микрокристаллов, чем и обеспечивают их дополнительную чувствительность в разных областях спектра.
Благодаря сенсибилизации были созданы фотоматериалы с повышенной чувствительностью в разных областях спектра, кроме изначальных синей и фиолетовой:
– Ортохроматические с чувствительностью к зеленым и желтым лучам с длиной волны до 560 нм;
– Изоортохроматические с выравненной чувствительностью в диапазоне 400 — 590 нм;
– Изохроматические — сенсибилизированы полиметиновыми красителями, имеют спектральную чувствительность до 650 нм (светло-красный цвет). Проявление таких материалов может проводиться при темно-красном освещении лаборатории, к которому они практически нечувствительны.
– Панхроматические — имеют чувствительность во всем диапазоне видимого света (об этом говорит приставка пан-), поначалу имели провал в области зеленых цветов.
– Изопанхроматические — в принципе те же панхроматические, но с выравненной чувствительностью к зеленым лучам.
– Инфрахроматические имеют сенсибилизацию к инфракрасному излучению в области 760 — 920 нм, иногда даже до 1200 нм.
Применение панхроматических фотопленок расширило возможности фотографии, позволило вести фотосъемку с использованием искусственного освещения лампами накаливания, при этом светочувствительность возросла по сравнению с несенсибилизированными материалами на 150 — 200%.
Черно-белое изображение отражает все многообразие цветом оттенками серового цвета. Участки синего и голубого цвета обычно отображаются светлыми тонами, красного — более темными.
В первое время на панхроматических сортах фотопленки обязательно стояло обозначение «Панхром», «Изопанхром» или «Pan», «Panchromatic», позднее все негативные фотоматериалы стали выпускаться изопанхроматическими, и обозначение это перестали помещать на упаковках.
Самые распространенные советские фотопленки серии «Фото»: Фото-32, Фото-65, Фото-90, Фото-130 были изопанхроматическими.
Спектральные характеристики пленки Фото-65 показаны на рис. ( данные взяты из справочника “Свойства черно-белых фотографических пленок”, М. 1970 г.)
Из импортных фотопленок чрезвычайно большим спросом пользовались фотопленки производства Германии (точнее ГДР) марки ORWO. Ниже приведены спектральные свойства фотопленки ORWO NP-18, по чувствительности примерно равносильной советской пленке 45 ед. ГОСТ.
Поделиться в соц. сетях