Первая российская цветная фотография Прокудина-Горского.
Знаете ли Вы, когда впервые в России научились делать цветные фотоснимки?
Вы удивитесь, узнав, что собственная цветная фотография в России появилась в 1902 году. Основателем цветной фотографии в России был русский ученый, химик,ученик Менделеева, изобретатель, член Императорского Русского географического и Русского фотографического обществ Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Впервые о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, разработанному Адольфом Мите, он объявил 13 декабря 1902 года.
Сергей Михайлович родился 18 (30) августа 1863 года во Владимирской губернии. В 1886 — 1888 годах он слушал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, изучал живопись в Императорской Академии художеств.
Уже в 1897 году он начал свои исследования в области фотографии. О своих опытах он сделал доклад В Императорском Русском Техническом обществе (ИРТО). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела ИРТО. К тому времени он стал уже российским авторитетом в области фотографии и был организатором курсов практической фотографии при ИРТО.
В 1902 году Сергей Михайлович учился в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге ( под Берлином ) под руководством известного тогда западноевропейского авторитета в области фотографии доктора Адольфа Мите.
Мите в 1901 году создал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии» (“Dreifarbenfotografie nach der Natur”) и представил ее для широкой публики.
Принципы цветоделения, которые использовал Мите, были открыты Исааком Ньютоном и основывались на трехкомпонентности цветового зрения человека. Ньютон создал первую трехкомпонентную цветовую модель (RGB). Затем эти принципы были реализованы в опыте Джеймса Максвелла, который совместно с Томасом Саттоном 17 мая 1861 года впервые продемонстрировал широкой публике в Лондонском Королевском Институте цветную фотографию. Первой цветной фотографией в мире считается «Ленточка из шотландки».
В то время для получения цветного изображения использовались черно-белые фотоматериалы, на которых создавалось три цветоделенных изображения, снятых через светофильтры трех цветов в соответствии с трехкомпонентной моделью цвета (RGB). Для этого требовались черно-белые фотоматериалы чувствительные во всем спектре видимого света. Однако поначалу светочувствительные слои фотопластин на основе галогенов серебра имели достаточную чувствительность только в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета. Об этом написано здесь.
Потребовалось провести специальные работы для того, чтобы научить эмульсию фотопластин чувствовать все цвета. Для этого были придуманы оптические сенсибилизаторы. Впервые сенсибилизатор был изобретен в 1873 году Германом Фогелем. Им была создана ортохроматическая фотоэмульсия. Однако в красной области чувствительность фотопластин была еще очень слабой. Только в 1905 году Бенно Гомолкой был получен сенсибилизатор на основе пинацианола, повышающий чувствительность к красному цвету, а в 1906 году начался выпуск первых панхроматических фотопластинок.

Фотография Адольфа Мите.
Для своих опытов Прокудин-Горский доработал фотокамеру, созданную А.Мите и используя её стал получать первые цветные фотоснимки. 13 декабря 1902 г. он впервые объявил широкой публике о создании цветных диапозитивов на основе трехкомпонентной цветовой модели.
Для расширения спектральной чувствительности фотоматериалов, особенно в красную область, фотографы создавали свои сенсибилизаторы, далеко не всегда они давали удовлетворительные результаты. Прокудин-Горский в 1906 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, превосходящий по качеству сенсибилизатор Мите. Новый сенсибилизатор расширял чувствительность бромосеребряной пластины равномерно на весь спектральный диапазон видимого света. В декабре 1906 года «Петербургская газета» сообщила, что исследователь предполагает получать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, т. к. до сего времени никем не получено».
Во время обучения у Адольфа Мите в Шарлоттенбурге 9 апреля 1902 года Прокудин-Горский присутствовал при первой демонстрации Мите цветных диапозитивов. Мите использовал фотокамеру, изготовленную в мастерских Вильгельма Бермполя. Фотокамера системы Мите-Бермполя использовалась в дальнейшем и Прокудиным-Горским для своих съёмок.
Камера была устроена следующим образом (см. рисунок) В специальной кассете размером 8 х 24 см были закреплены три светофильтра — красный, зеленый и синий (RGB). Кассета свободно двигалась вниз по вертикальным направляющим, фиксируясь с помощью специального приспособления в трех положениях таким образом, чтобы каждый раз перед объективом помещался один из трех светофильтров. В кассету помещалась фотопластинка. При первой экспозиции свет попадал через первый светофильтр на первую часть фотопластинки. Производилась экспозиция, затем кассета перемещалась на 1/3 высоты вниз и перед объективом оказывалась вторая часть фотопластинки, еще не экспонированная, со светофильтром другого цвета, и производилась вторая экспозиция, и так три раза. Чтобы не возникло проблем с совмещением снимков в последующем, промежуток времени между отдельными экспозициями должен быть минимальным для исключения сдвига фотоаппарата, а также изменений в состоянии снимаемого объекта (например при ветре ). Привод замка, который фиксировал положение кассеты и фотозатвора был общим, т. е. затвор был синхронизирован с положением кассеты.
В результате получались три цветоделенных негатива, с которых затем на стеклянной фотопластинке контактным способом печаталось три позитивных изображения.
Для проектирования цветоделенных диапозитивов на экран был изобретен Луи дю Ороном специальный диапроектор «Хромоскоп» с тремя объективами и кассетой, в которую помещалась фотопластинка с тремя позитивами. В кассету помещались светофильтры такие же, как те что использовались при съемке. Три изображения с помощью объективов совмещались аддитивным образом на экране, в результате создавалось полноцветное изображение.
В 1903 году братьями Люмьер была запатентована технология получения цветного изображения методом «Автохром», котрая позволяла получать цветное изображение за одну экспозицию обычным фотоаппаратом.
Процесс «Автохром» базировался на растровом аддитивном методе. Микролинзы (крахмальные зерна, окрашенные в три основные цвета) растра, введенного в эмульсионный слой, пропускали каждая только свой цвет на отдельные участки негатива, тем самым создавали цветоделенное изображение на одном слое. При малой величине микролинз (размер в среднем 0,015 мм) цветоделенное изображение для глаза сливалось в одно полноцветное, растр был незаметен даже при увеличении.
Этот процесс обладал целым рядом преимуществ. Во-первых он был избавлен от возможности сдвига между тремя цветоделенными кадрами. Но самое главное — отсутствовала необходимость сложной аддитивной проекции диапозитивов для получения полноцветного изображения. Фотопластинки «Автохром» значительно упростили цветную фотографию и быстро обрели широкую популярность, и даже стали практически стандартом.

Фотография снятая методом “Автохром”.
Однако эта технология имела и свои существенные недостатки, что и повлияло на выбор Прокудиным-Горским метода для проведения фотосъемки. Он провел тщательное исследование фотопластинок братьев Люмьер и выяснил, что у этих фотопластинок довольно низкое светопропускание крахмальных зерен, которые составляли растр, из-за чего получаемое диапозитивное изображение было слишком темным и для просмотра требовался специальный диаскоп. Кроме того наличие растра сильно снижало чувствительность фотопластинок, которая была примерно в 60 раз ниже, чем у обычных черно-белых. И что еще весьма существенно — снимок получался в одном экземпляре. Отсутствовала возможность его тиражирования.
В то же время черно-белый цветоделенный негатив допускал возможность копирования и тиражирования цветных изображений, в том числе типографского методом фототипии. Вот почему Прокудин-Горский предпочел использовать хоть и сложный процесс последовательной съемки трех цветоделенных черно-белых фотоснимков с помощью фотоаппарата Мите-Бермполя, но зато более высококачественный, с лучшей цветопередачей.
Следует отметить еще одно достоинство использования цветоделенных черно-белых негативов. При длительном хранении изображений, состоящих из серебра, а не из красителей, они гораздо более долговечны.
И до настоящего времени цветоделение на раздельные черно-белые негативы считается самым надежным способом хранения цветных изображений и используется в цветном кинематографе для создания архивных копий.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский известен своими цветными фотографиями Российской империи. Не известна точная дата начала этих съемок. Первая серия цветных фотографий была сделана им при поездке по княжеству Финляндскому в 1903 году. В 1905 году он снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма, Украины во время поездки по Российской империи.
Широко известна цветная фотография Льва Николаевича Толстого, которую Прокудин-Горский сделал в мае 1908 года.

Прокудин-Горский. Фотография Льва Толстого.
Самым большим достижением Прокудина-Горского были съемки многих мест и областей Российской империи, которые он сделал во время поездки в 1909 году. Этому предшествовала аудиенция у императора Николая II. Во время этой аудиенции Сергей Михайлович продемонстрировал для царской семьи свои цветные фотографии, которые вызвали большой интерес и восторг. Царь отнесся благожелательно к идее Прокудина провести широкомасштабные фотосъемки России. По его поручению Прокудину-Горскому был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон для поездок по стране, а также небольшой пароход, способный плавать по мелководью с полной командой, для съемок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Ford.
Следует отметить, что съемки Прокудин-Горский проводил на свои средства. Работа фотографа была трудна, требовала большого терпения, знаний и больших усилий.
— писал Сергей Михайлович.
Цветные фотографии с цветоделенных пластинок научились печатать типографским способом при помощи запатентованной еще в 1888 году фототипии. Таким образом в России было напечатано более 100 цветных фотографий Прокудина-Горского. Были выпущены открытки, часть фотографий печаталась в книгах. А к 1913 году технология офсетной печати уже позволяла печатать цветные фотографии почти в современном качестве. Отдельные фотографии Прокудина-Горского были изготовлены в большом формате в виде «настенных картин», например портрет Л.Н.Толстого.
В 1916 году Сергей Михайлович в своей последней поездке по России снимал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова.
В 1918 году Прокудин-Горский уехал за границу, сначала в Скандинавию, а затем в Париж. Ему удалось вывезти основную часть своих отснятых фотопластинок в 20 ящиках. В 1922 году Сергей Михайлович переехал в Ниццу, где работал с братьями Люмьер. Он собирался сделать серию фотографий памятников Франции. Эту идею претворил в жизнь его сын Михаил Прокудин-Горский.
В 1948 году Рокфеллеровский фонд Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок. Затем они были помещены в библиотеку Конгресса США.
Фотографии С.М.Прокудина-Горского можно посмотреть в видео:
Поделиться в соц. сетях