Продолжаю начатую в предыдущей статье тему:
Применение светофильтров в фотографии.
Нейтральные светофильтры.
Потребность в нейтральном светофильтре возникает в том случае, когда необходимо увеличить экспозицию, а условия съемки (освещение объекта) не позволяют это сделать. В частности, при портретной съемке, когда необходимо ограничить глубину резкости, максимально открыв диафрагму, а для должного ослабления светового потока минимальной выдержки может и не хватать. Изготовленный из материала различной плотности нейтральный светофильтр позволяет изменить экспозицию в желательную сторону, практически не влияя на цветопередачу. Вот, посмотрите на следующие фотографии:
Верхний снимок сделан с короткой выдержкой, что обусловлено ярким дневным освещением. При этом струи воды разделились на отдельные сгустки. При фотографировании нижнего снимка применен серый светофильтр, что позволило установить более длинную выдержку. Струи фонтана стали более непрерывными, что соответствует нашему восприятию их.
В качестве примера можно привести серые нейтральные светофильтры производства Японии Kenko Zeta. Они представляют из себя стеклянную пластину с нанесенной на ней металлической пленкой. Для улучшения качества светофильтра пленка наносится методом осаждения, а не напыления.
- Высококачественный светофильтр Kenko Zeta ND4 снижает интенсивность света, падающего на матрицу фотоаппарата на 2 ступени (75%).
- Светофильтр Kenko Zeta ND8 снижает интенсивность света на 3 ступени (87,5%).
Поляризационные светофильтры.
Применение поляризационного светофильтра обусловлено оптическими свойствами отраженного от поверхности предметов света. При зеркальном отражении солнечного света от таких поверхностей, как лед, стекло, полированный металл, или вода на снимке возникают яркие блики. Отраженные лучи имеют определенное преимущественное направление поляризации. Если при съемке на объектив поместить поляризационный светофильтр, направление поляризации которого не совпадает с поляризацией отраженного света, то интенсивность отраженного света будет уменьшаться, а при определенной ориентации оси поляризации светофильтра отраженные лучи не пройдут сквозь него.
Использование такого светофильтра позволяет получить на снимке небо насыщенного синего цвета с хорошо заметными облаками. Что особенно полезно, так это то, что часть кадра, которая захватывает более темную, чем небо землю и другие объекты прорабатывается с нормальной яркостью. Обычно при фотографировании в яркий солнечный день небо получается на снимке светлым, а земная поверхность темной, не проработанной в тенях.
Иногда поляризационный светофильтр используют при съемке через стекло, например, через стекло закрывающее картину на выставке. Применение светофильтра позволяет исключить отражение посторонних предметов в стекле. Однажды я снимал на выставке фотографий и мне чрезвычайно трудно было отделаться от этих самых отражений.
Однако есть определенные тонкости при использовании поляризационного фильтра. Как установить его ориентацию, чтобы ось поляризации светофильтра не совпадала с поляризацией отраженного света? Светофильтр навинчивают на объектив, затем вращают его поверхность, наблюдая за эффектом через цифровой видоискатель или по дисплею фотоаппарата, добиваясь максимальной эффективности действия. Следует учесть, что применение поляризационного светофильтра уменьшает общее количество света попадающего на матрицу фотоаппарата, а это приводит к увеличению экспозиционного числа на 2 Ev и соответственно к изменению экспозиции.
Светофильтры «скайлайт».
Светофильтры “скайлайт” не столь широкого применения. Но некоторые фотографы для получения художественного эффекта их используют.
Такие светофильтры окрашены в слегка розоватый цвет и придают снимку более
«теплый» характер. Их используют в пасмурную, дождливую погоду или в других случаях, когда в характере освещения преобладают холодные тона ( в тени деревьев или зданий, при изобилии зелени и др.).
В качестве примера можно привести светофильтр KENKO 62 MC 1A Economy SkyLight, который при съемке пейзажа придает снимку не слишком заметный теплый тон. Он устраняет излишнюю синеву при фотосъемке зелено-голубого пейзажа, например, на море или в горах. Этот фильтр можно использовать и как защитный без заметного ухудшения цветопередачи в видимой части спектра, кроме того при его применении не требуется корректировка экспозиции.
В качестве примера рассмотрим комплект светофильтров для разных целей может служить набор фильтров для объектива диаметром 77мм Polaroid UV+CPL+FLD+WARMING PL4FIL77, который состоит из четырех светофильтров разного назначения. В его состав входят: ультрафиолетовый светофильтр с многослойным просветлением, поляризационный светофильтр — ослабляющий блики от воды, он усиливает цвета, уменьшает контрасты между небом и земной поверхностью (требует коррекции экспозиции на 1-3 Ev), флуоресцентный светофильтр, позволяющий ослабить или совсем устранить неприятный оттенок при освещении лампами дневного света, светофильтр типа «скайлайт», создающий эффект теплого солнечного света.
Эффекты от применения указанных светофильтров показаны ниже.
Дорогие друзья, если данный материал вызвал у Вас интерес, поделитесь им в социальных сетях, соответствующие кнопки внизу под статьей.
В заключение предлагаю посмотреть видеоролик о защитных светофильтрах для объективов:
Поделиться в соц. сетях