Фотоэкспонометры. История развития.
Ранее я уже помещал на сайте материалы, посвященные технике, используемой в фотографии, устройству фотоаппарата, различным приспособлениям – фотообъективам, фотовспышке, фотоштативу и др. Фотография, искусство фотографии во многом связано с техникой и с развитием техники совершенствовались.
Однако упустил из виду одно важнейшее приспособление – фотоэкспонометр, от которого во многом зависит качество получаемого фотоснимка.
Современным фотолюбителям не приходится задумываться над такими вещами, как фотоэкспозиция, цифровые фотоаппараты позволяют в автоматическом режиме получать вполне приличные фотоснимки. Поэтому многие не знают, как фотоаппарат автоматически выставляет необходимые параметры.
Молодым трудно представить себе, как я в юности пользовался простым советским фотоаппаратом «Смена», который не имел никакой автоматики вообще. На нем все устанавливалось вручную: резкость наводилась по шкале расстояний «на глаз», выдержка и диафрагма устанавливались вручную. И удавалось получать в общем неплохие по тем временам фотоснимки.
Качество изображения, получаемого на фотоприемнике ( фотопленка или матрица цифрового фотоаппарата ) , зависит от количества света, падающего на него при фотографировании. Фотоприемники обладают такой характеристикой, как фотографическая широта, которая определяет интервал яркостей света, попадающего на поверхность фотоприемника и необходимого для адекватного отображения. Эта фотографическая широта не бесконечна и различна для разных фотоматериалов. Что и приводит к достаточно жестким ограничениям по количеству света, его должно быть не много и не мало, а ровно столько, сколько необходимо.
В фотоаппарате за количество света, попадающего на фотоприемник, отвечает фотоэкспозиция. Технически это количество света регулируется двумя устройствами: фотозатвором и диафрагмой фотообъектива. Время, в течение которого затвор открыт определяет величину выдержки, а диаметр открытия отверстия, ограниченного лепестками диафрагмы – величину диафрагмы. Вместе эти два значения – выдержка и диафрагма определяют правильную экспозицию и носят название экспопары.
С самого зарождения фотографии люди стремились получить технические возможности определять экспозицию для получения нормального фотоснимка. Первоначально эти параметры определялись экспериментально, методом проб и ошибок. Это было довольно затруднительно, требовало значительное время и не гарантировало успех.
Уже при получении дагеротипов ( первые в истории фотографии, получаемые на серебряных пластинах названных по имени изобретателя Луи Дагера ) были попытки инструментального измерения падающего света. В частности для дагерротипии Левандовским в 1843 году был изобретен первый сенситометр .
В дальнейшем с совершенствованием самого фотографического процесса создавались и совершенствовались приборы для определения фотоэкспозиции – фотоэкспонометры.
Одними из первых экспонометров были экспонометрические таблицы. В них описывались примерные условия съемки: время съемки, погодные условия, и др. На основе этих условий, а также исходя из чувствительности фотоматериала (пленки, пластинки ) определялись параметры съемки. Так были устроены табличные калькуляторы с поворотными шкалами. Примерами могут служить Оптический позиметр «ÉTOILE Optique» или фотоэкспонометр ЛОМО ФТ-1.
Эти методы были довольно приближенными и не давали гарантированного успеха. Поэтому изобретатели стремились к тому, чтобы получить объективные методы определения экспозиции при фотографировании.
Были и более сложные устройства, называемые актинографами. Их действие было основано на степени потемнения фотобумаги при “дневном проявлении” (при этом применялись уже изобретенные к тому времени альбуминовые, целлоидиновые и аристотипные типы фотобумаги, темнеющие без химической обработки). В актинограф заряжался диск такой фотобумаги , которая помещалась перед открытым окошком путем поворота диска прибора, по времени потемнения при её засветке и сравнении этого потемнения с эталоном серого цвета вычислялась правильная экспозиция. Процесс потемнения фотобумаги был довольно длительным, продолжался 20 – 30 минут, понятно, что он годился только для стационарных условий. Так были устроены актинографы, в частности актинограф (или “экспометр”) Ваткинса. В России более известен был позиметр Винна. Обычно они выглядели как карманные часы с круглым отверстием в центре.
Поделиться в соц. сетях