Пионер стрит-фотографии (уличной фотографии) Лизетта Модел.
Пишу уже не в первый раз о выдающихся фотографах прошлого, благодаря которым фотография развивалась как искусство.
Так ранее был материал, посвященный столпу фотографии Анри Картье-Брессону.
Теперь же хочу рассказать о незаслуженно забытом фотографе Лизетте Модел, одной из основоположниц жанра стрит-фотографии или уличной фотографии. В этом направлении она во многом близка к Анри Картье-Брессону и другим фотографам т. н. «Живой фотографии».
Наиболее известна Лизетта Модел как учитель другого фотографа-женщины Дианы Арбус.
Лизетта Модел по рождению Элиз Амелия Фелиция Штерн родилась в Вене 10.11.1901 г. Училась у частных педагогов, свободно владела тремя языками. Занималась музыкой у Арнольда Шёнберга. В 1924 году переехала в Париж. Училась вокальному искусству у польской певицы Марии Френд. Однако музыку она бросила, стала заниматься живописью у Андре Лота,у которого в то же время учился и ставший в последствии знаменитым фотографом Анри Картье-Брессон.
Параллельно Лизетта начала учиться фотографии у своей сестры Ольги Зайберт и жены Андре Кертеса Рожи Андре, которая учила ее: «Никогда не снимай то, в чем ты страстно не заинтересована».
В 1934 году Лизетта Модел начала фотографировать самостоятельно.
В 1937 году она вышла замуж за художника Евсу Модела, еврейского выходца из России. В 1938 году они переехали в США, где Лизетта окончательно стала фотографом-професионалом.
Ее работы стали печататься в Harper’s Bazaar, она была принята Нью-Йоркскую фотографическую лигу.
Город Нью-Йорк произвел на Лизетту неизгладимое впечатление. Множество отражений в огромных окнах небоскребов, безумный темп города, солидные дамы и простые люди, одинокие старики, нищие, просящие подаяния, увядающая красота богатых дам, угар джаз-клубов стали для нее источником вдохновения. Там родились ее самые знаменитые серии фотографий «Refltctions» («Отражения») и «Running Legs» («Бегущие ноги»).
Самый известный снимок Модел — фотография пухлой женщины на пляже Кони-Айленда, в которой сочетается жизненность и жесткость, характерная для американской фотографии.
Лизетта Модел стала пионером стрит-фотографии (уличной фотографи). Ее снимки буржуазии были далеки от мира блеска и гламура — она показывала, срывая покровы. Взгляд Модел был странным и жестким, но не бестактным.

“Half-man, Half-woman” Albert-Alberta. “Наполовину мужчина, наполовину женщина, Альберт – Альберта. Нью-Йолрк, 1945 г.
«Фотографируй из своих кишок» – учила Лизетт Модел.
При посещении своей матери в Ницце в 1934 году Модел сняла серию портретов на Английской набережной, которые и до настоящего времени являются наиболее широко представленными на выставках. В них проявился фирменный стиль Модел: крупный план, почти насмешливый, в определенной степени сатирический. Этот стиль связывался со стилем изображений, публиковавшихся тогда в журнале Regards, он витал в воздухе. Модел его не изобретала, но во многом усовершествовала. Она обрезала снятые кадры, кадрировала. В этом случае объект как бы приближался к фотографу.
К этому времени относятся ее самые известные фоографии — портреты Фрэнка Синатры, Эллы Фицджеральд, Жоржа Сименона, Луиса Армстронга.
Лизетт Модел была успешным фотографом в течении 14-ти лет. Ее работы постоянно появлялись в Harpers Bazaar, они приобретались Музеем современного искусства и регулярно выставлялись.
Со временем стиль Лизетты Модел стал считаться излишне жестким и она посвятила себя преподаванию.
Начиная с 1951 года Модел преподавала В Новой школе социальных исследований вместе со своей подругой Беренис Эббот.
Она была действительно талантливым педагогом. А ученики ее не были бездарностями. У нее учились не только уже упомянутая Дайана Арбус, но и другие известные фотографы, такие как Брюс Вебес, Ларри Финк. Они сумели найти свой изобразительный язык и по известности далеко превзошли своего учителя.
Лизетта Модел прославилась не только своими снимками, но и своим подходом к фотографии. Она «не хотела ничего доказывать» своими снимками, но каждый раз передавала смысл момента в его наивысшей кульминации. Иногда жесткие, иногда — неприятные, тем не менее, ее кадры побуждают нас задумываться даже сегодня.
Модел была харизматичной и пахнущей венской и парижской культурой. Она была прямая и скрытная одновременно.
За несколько недель до смерти она провела свой последний урок — и скончалась в 1983 году в возрасте 82 лет, оставшись одной из ключевых фигур в истории фотографии.
Поделиться в соц. сетях