История фотографии начиналась с дагеротипии*.
Исстари принято было считать, что только ‘рука человека способна изобразить на камне, металле, полотне или листе бумаги то, что видит глаз. Гак было до изобретения механического рисовальщика. Слухи об открытии способа закрепления на металлических пластинках световых изображений, полученных в камере-обскуре**, взволновали Париж.
Первые «светописные рисунки» произвели фантастическое впечатление. Художник Поль Деларош, ознакомившийся по поручению Парижской Академии наук с новым изобретением, воскликнул: «Живопись умерла с этого дня!» и несколько спокойнее, с предвидением будущего резюмировал, что новое открытие послужит художникам «для составления коллекций этюдов. и «окажет услуги искусствам». Так было положено начало связи фотографии с живописью и графикой. Так возник, а затем и повсеместно укрепился, обычай сравнивать и сближать фотографические снимки с рисунками- и картинами графиков и живописцев.
Открытие первого способа фотографирования в истории фотографии принадлежит французам Жозефу Нисефору Ньепсу (1765-1833) и Луи Жак Манде Дагеру (1787-1851). Талантливый изобретатель Ньепс не дожил до торжества своего открытия, и слава досталась художнику Дагеру, назвавшему новое изобретение дагеротипией. Это изобретение было обнародовано Парижской Академией наук в августе 1839 года. Так возникла дагеротипия.
Способ дагеротипии быстро распространился в странах Европы и в Америке. Он господствовал лет пятнадцать и больше всего приблизился к искусству в жанре портрета. Однако при всем изяществе лучших дагеротипных портретов они были лишены присущих искусству признаков обобщения образа. В пейзажной и жанровой областях дагеротипия не преуспела вовсе.

Жозеф Ньепс. Вид из окна. Экспозиция 8 часов.
Оказалось, что открытый одновременно с дагеротипией способ светописи англичанина Вильяма Генри Фокса Тальбота (1800-1871), названный им калотипией, таил в себе большие возможности: негативное изображение получалось не на металлической пластинке, а на бумаге, покрытой светочувствительным слоем, с последующим печатанием позитива тоже на светочувствительной бумаге. Таким образом, снимки уже можно было размножать. Впоследствии негативное изображение стали получать на стеклянной пластинке, покрытой светочувствительным слоем. Так называемый мокроколлодионныйспособ фотографирования позволял получать сколько угодно отпечатков о одного негатива.
Были изданы первые фотографические альбомы – снимки памятников архитектуры и скульптуры, малодоступных местностей, «этнографических групп». Фотография стала служить науке. Альбомами обменивались университеты, научные общества, библиотеки, академии искусств. Фотография становилась средством документации и «зеркалом памяти», призванием и промыслом, языком, не знающим национальных преград. Она побуждала к изобретательству и породила новую технику иллюстрирования (гелиогравюру, фототипию, цинкографию).
Фотографы преодолевали технические трудности, изучали приемы освещения. В композиции, в расположении объектов съемки на плоскости в известной мере сказывались их художнические способности. Формы построения снимка заимствовались из опыта живописи и графики.
Ландшафты, как правило, изображались общим планом. Небо получалось однообразно светлым (достаточно цветочувствительного негативного материала еще не было, светофильтры не применялись). Движущиеся предметы, листву при ветреной погоде фотографировать не удавалось. Съемка этнографических групп тщательно подготавливалась, малейшее движение портило снимок. Высокое качество технического выполнения, интересный выбор местности, типов, фигур и поз – вот что . вызывало похвалу в пейзажной и жанровой съемке.
Под искусством в портретной фотографии ранней поры подразумевалась совокупность технических приемов, которые поднимали ремесло до уровня, отвечающего художественным вкусам. Так, рассуждали об устранении пятен и полос, образующихся на отпечатках, искали новые рецепты растворов, обработки материалов, стремились к сокращению выдержки при съемке. Творческими вопросами считались тогда «группировка » (расположение фотографируемых перед аппаратом), техника освещения, выбор фона, применение негативной ретуши, цвет снимка (вирирование).
Павильоны для портретной съемки имели стеклянную крышу и одну застекленную стену, что позволяло сочетать верхний и боковой свет. Нижний, передний и задний свет применялись редко. Позже ввели довольно искусную регулировку освещения, устраивая целую систему занавесей на застекленной стене. Применяли ширмы, обтянутые белой тканью, то есть экраны для подсветки с теневой стороны. Контрастного освещения избегали, старались смягчить переходы от света к тени, тональную шкалу предпочитали мягкую, длинную. Малая глубина резкости изображаемого пространства, характерная для портретных объективов того времени, вынуждала располагать фотографируемого и предметы обстановки примерно в одной плоскости. В портретах искали и ценили, в основном, лишь внешнюю привлекательность изображения.
Только в руках редких по одаренности людей фотоаппарат становился инструментом искусства. Примечательно, что светописью в разных странах занялись художники-профессионалы. Так развивалась история фотографии.
_______________________________________________________________________________
* Дагеротипы представляли собой медные пластинки, покрытые слоем серебра, которые подвергались воздействию паров иода, после чего становились чувствительными к свету. Экспонировались на солнечном свете от 15 до 30 минут. После экспонирования они обрабатывались ртутью, затем получаемое изображение закреплялось, как и в настоящее время, фиксажом на основе гипосульфита натрия.
**Камера-обскура (лат. camera obscura – “темная комната” – простейшее устройство для получения изображения. Это просто светонепроницаемый ящик с отверстием (диаметр отверстия порядка 0,5 – 5 мм) в одной из стенок, на противоположной стенке внутри ящика получалось перевернутое изображение. На эту стенку помещали бумагу или матовый экран. На бумаге перерисовывали изображение.
Поделиться в соц. сетях
[…] А начиналось развитие художественного начала в фотографии с самого ее зарождения. […]
[…] начатые в предыдущей статье […]
[…] принципе простейший прообраз фотокамеры — камера-обскура — это ящик с отверстием в передней стенке, а на заднюю […]