История фотографии развивалась не прямолинейно. После периода натуралистической фотографии, которая преимущественно собллюдала чистоту изобразительных средств, пришел пикториализм*, творчество пикториалистов девяностых годов XIX века снова отличалось подражанием живописи. Однако в это время изменялись и сами образцы в живописи. Монументальные картины на исторические темы оттеснялись на второй план полотнами импрессионистов. Важным импульсом для создания этого направления послужила сама фотография, показавшая, что снимки могут отражать настроение и ситуацию в определенный сравнительно короткий отрезок времени.
Пикториализм в фотографии XIX век.
Для того, чтобы художник мог изобразить свои впечатления от действительности, которые обусловливались освещением ( или погодой), необходимо было упростить технику, чтобы создавать произведение в короткое время.
При формировании течения импрессионизма сыграли свою роль новые отркрытия о структуре света и характере цветов, сделанные известными учеными Эженом Севрелем и Германом фон Гельмгольцем**. Так история фотографии и живопись развивались параллельно.
Воздействие системы цветных пятен на сетчатку глаза зрителя способствовало усилению впечатления слегка просветленных картин. Отход от резкости очертаний при создании изображения на картинах импрессионистов, что основывалось на воздействии цветов, представлял контраст по сравнению с точностью фотографического изображения. Фотографы, которые прмерно через двадцать лет после первых выставок картин импрессионистов увлеклись этим направлением, начали применять разные методы для разрушения типично фотографического изображения.
К авторам, стремившимся приблизить свои снимки к картинам импрессионистов, относят Джорджа Дэвисона (1856-1930).
Сначала он был вдохновенным приверженцем натуралистической фотографии. Однако постепенно съемку с регулируемой глубиной резкости в соответствии с принципами Гельмгольца о физиологической оптике он заменяет фотографией с размытыми очертаниями. Этих результатов Дэвисон достигал с помощью камеры-обскуры***.
Снижение четкости снимков постепенно становится обычным для целого ряда фотографов. Но эта цель достигалась разными путями. Некоторые фотографировали с сознательно не наведенным на резкость объективом. Эдуард Стейхен вспоминает в своей автобиографии, что он добивался подобного результата легким встряхиванием ножки штатива, на котором был прикреплен фотоаппарат. Кроме того объективы, позволявшие достигать большой резкости, заменялись объективами значительно смягчавшими изображение. Вскоре начали применяться различные виды насадок с царапинами на стекле. А некоторые фотографы даже без колебаний наносили на объектив тонкий слой вазелина. Для смягчения очертаний использовались также некоторые недостатки имеющихся в то время фотоматериалов, особенно склонность к образованию световых ореолов между подложкой и воздухом, которые использовались при съемке против света, когда возникают большие контрасты в сильно освещенных местах.
Стремление к снижению резкости кадров еще более отчетливо проявилось в технике работы с позитивом, где наибольшее распространение получили приемы так называемой «облагораживающей печати». Для этих целей фотографы преимущественно сами изготавливали бумагу (или хотя бы повышали ее чувствительность). Несмотря на различные результаты, для всех применявшихся способов характерно, что они исходили из укрепляющего воздействия света на растительный коллоид с добавлением бихромата калия. Для «проявления позитива» использовалась теплая вода, которая вымывала смесь желатина на неосвещенных местах. Ввиду малой чувтвительности всех этих материалов применялась исключительно техника «контактных копий» (когда негатив непосредственно укладывается на фотобумагу и плотно прижимается к ней).
Фото Эдварда Стейхена.
Не правда ли, удивительные повороты совершала история фотографии? Для нас современных фотолюбителей это удивительно. Сейчас процесс фотографии вновь идет по пути усиленной резкости и высоких контрастов, благодаря применению цифровой фототехники. Однако, некоторые фотографы применяют и пикториализм, что в наше время реализовать гораздо проще, применяя фотошоп и другие средства обработки цифровых фотографий.
Гуммиарабик, смешанный с подходящим пигментом и бихроматом калия, служил основой для так называемой резиновой печати. Желатин как коллоид использовался при пигментной печати (слой желатина, неорганического пигмента и бихромата калия) или при печати пигмент заменялся углем. Несколько сложнее была подготовка маслопечати. Основой так же служила смесь желатина с бихроматом калия. После экспозиции бумага в темноте пропитывалась водой. Те места, где желатин закреплялся, под воздействием света, впитывали в себя значительно меньше воды, чем места на которых желатин не закрепился. Достаточно было стереть воду и кисточкой растереть по поверхности краску, которую впитывал лишь желатин, не ивпитавший воду. После снятия лишней краски получалось изображение. Его можно было высушить, или отпечатать на сухую бумагу на обыкновенном печатном прессе (эта «матрица» после нанесения краски могла снова использоваться для печати). Подобным же образом проходила подготовка к бромомасляной печати, для которой исходным материалом служила обыкновенная бромосеребряная фотобумага. После проявления изображение фиксировалось и отбеливалось. Места с серебряными соединениями в слое впитывали меньше воды и поэтому окрашивались после нанесения краски. И при этом способе можно было краску высушить или отпечатать изображение на чистую бумагу.
«Облагораживающие способы печати» получили такое распространение, что некоторые предприятия выпускали пособия, необходимые для их подготовки. Видимо, наибольшее распространение получила пигментная печать, для которой достаточно было повысить чувствительность специально выпускаемой бумаги раствором бихромата калия.
О том, какое большое значение придавалось тонким нюансам позитивного процесса в период с начала девяностых годов XIX века до начала первой мировой войны, свидетельствует, например, следующее утверждение в статье Ярослава Петрака:
Фотограф воспроизводит увиденное фотообъективом на чувствительную пластинку, подчиняя рисунок своим знаниям и своему таланту так, чтобы он соответствовал его внутреннему убеждению. Химический процесс, в который фотограф вмешивается силой своего «я», делает изображение видимым. Изображение дорисовывается, и негатив (т. е. основа) готов. В соответствии с главным рисунком, т. е. негативом, делается готовое произведение. Тяжелым и ответственным является выбор позитивного процесса, столь же важного, как и в живописи.
Не каждый мотив можно передать акварелью, пастелью или тяжелыми масляными красками. Точно так же нельзя каждый мотив, запечатленный на негативе, перевести любым способом в позитив. Фотография предоставляет богатую шкалу различных возможностей. Наиболее доступными современными и индивидуальными способами творчества в настоящий период стали два способа фотопечати: резинопечать и маслопечать. В результате полученное фотоизображение возникает, как офорт, в определенной мере в результате химического процесса, подчиненного рукам автора.
Каждое изображения является оригиналом, т. к. нельзя изготовить совершенно одинаковые отпечатки, которые хотя бы чем-то не отличались. Упомянутые два процесса фотопечати не ограничивают творческую изобретательность автора, их широкий и многообразный диапазон позволяет извлекать все тона прекрасного. Здесь нет острых, фотографически грубых и колючих линий, симфония мягких, как бархат и нежных как личико девственницы, тонов сливается в гармонию прекрасного.
Фотографический снимок можно, таким образом, назвать художественным произведением и можно употреблять по отношению к нему так часто осуждаемый эпитет «художественная фотография», если интересной композицией, распределением света и темой изображаемому сюжету придается характерное своеобразие.
Эти выводы Ярослава Петрака довольно точно характеризуют модификацию пикториализма под влиянием импрессионизма в живописи. Появившись в начале девяностых годов XIX века, эти течения достигли своей вершины около 1910 года и их отзвуки проявлялись еще долго после первой мировой войны.
История развития пикториализма в фотографии продолжается далее в следующей статье.
_________________________________________
*Пикториализм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный) — течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ в.в., делающее фотографию, похожей на живопись и графику.
**Герман Гельмгольц (Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) (1821-1894) — немецкий ученый, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1868). Автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии, по физиологии слуха и зрения.
Герман Гельмгольц исследовал восприятие световых лучей человеческим глазом. Для этого пришлось решать ряд сложных задач не только из области физики, но и физиологии и даже психологии. Разрешать их приходилось на живом глазу, и Герман Гельмгольц сумел сделать это. Он построил особый, изумительный по своей простоте аппарат (офтальмометр), который позволял измерять кривизну роговой оболочки задней и передней поверхности хрусталика. Так было изучено преломление лучей в глазу.
Его исследования показали, что лежит в основе цветового зрения. Сетчатка глаза имеет три основных световоспринимающих элемента: один из них сильнее всего воспринимает красные лучи, другой — зеленые, третий — синие. Любой цвет вызывает более сильное раздражение одного из элементов и более слабое остальных. Комбинации раздражений создают всю комбинацию цветов, которую мы видим вокруг себя.Чтобы исследовать дно живого глаза, Герман Гельмгольц изготовил особый прибор: глазное зеркало (офтальмоскоп).
В 1858 году Гельмгольц становится профессором физиологии в Гейдельберге, где он много и успешно занимался физиологией зрения. Эти исследования существенно обогатили область знания и практическую медицину. Итогом этих исследований явилась знаменитая «Физиологическая оптика» Гельмгольца, первый выпуск которой вышел в 1856 году, второй — в 1860 году, а третий — в 1867 году.
*** Камера-обскура представляла из себя деревянный ящик, затемненный (без щелей), на передней стенке его проделывалось тонкой отверстие, при попадании на него света отраженного от объекта, на задней стенке в соответствии с законами оптики возникало перевернутое изображение.
Поделиться в соц. сетях
[…] под влиянием импрессионизма в живописи. В предыдущей статье я описывал развитие пикториализма в конце XIX века. […]
[…] История фотографии на рубеже XIX – XX веков в своем развитии во многом связана с таким художественным направлением, как пикториализм . Продолжаю публикацию материалов по данной теме, начатую ранее. […]
[…] в статьях об истории фотографии уже говорилось о развитии […]
[…] света на человеческий глаз изучал также Герман Гельмгольц – иностранный член-корреспондент Петербургской […]
[…] В предыдущих статьях говорилось о развитии пикториализма на рубеже XIX – XX […]
[…] истории художественной фотографии получил название п и к т о р и а л и з м а (от лат. pictus – писанный красками). Это понятие ввел в […]