Продолжаю публикации на тему спортивная фотография, история ее развития как часть истории фотографии вообще.
У меня был некоторый перерыв в публикациях, вызванный проблемами связанными с компьютером. Их я преодолел, кроме того я обновил дизайн сайта. Теперь продолжаю публикации.
В предыдущей статье отражена часть истории спортивной фотографии периода конца XVIII – начала XIX века. В ней я остановился на фотографировании движения Эдвардом Майбриджем.
Другим зачинателем фотографии двигающегося человека стал парижский физиолог и зоолог Этьен-Жюль Маре (фр. Etien-Jules Marey, 5.03.1830 — 15.05.1904), которого эта тематика интересовала прежде всего с научной точки зрения. В 1880 году он получил в свое распоряжение только что построенную в Парк-де-Принс физиологическую и фотографическую лабораторию. Маре стал первооткрывателем в области фотографии, которую он назвал хронофотографией. Он был автором идеи фиксирования нескольких фаз движения на одной фотографической поверхности.
В 1882 году им было создано фоторужье, способное снимать со скоростью 12 кадров в сек. С его помощью можно было снимать на далеком расстоянии и получать изображения высокого качества.
В 1894 г. Маре стал руководителем Французского фотографического общества. Из спорта его больше всего привлекало фехтование. Его работы повлияли и на развитие спортивной фотографии. Технический прогресс, как говорилось ранее повлиял и на историю фотографии, которая сама являлась его порождением.
Фоторужье Этьена-Жюля Маре.
Самой знаменитой его работой в 1882 году стала фотография летящего пеликана.
В Америке опыты Майбриджа увлекли художника Томаса Экинса (1844 — 1916 г.г.), директора Академии живописи в Филадельфии. Его интерес к изучению движения был настолько велик, что он пригласил Майбриджа в академию читать лекции о своих опытах. Однако Экинса не удовлетворяли «промежуточные пространства» между отдельными фазами движения. Поэтому в 1884 году он решил самостоятельно провести опыты, которые позволили бы ему, подобно Маре, снимать несколько фаз движения на один и тот же участок негатива. Натурщиками служили обнаженные атлеты во время спортивных состязаний. Так развивалась и спортивная фотография.
Совершенствование фотографической техники, особенно затворов, а также повышение чувствительности фотоматериалов создало предпосылки для появления моментальных фотографий. Оттомар Аншютц в 1883 году модернизировал щелевой фотографический затвор, который был выполнен в виде отдельного блока и помещался в аппарате непосредственно перед чувствительным слоем, для чего он использовал портативную (по тем временам) камеру. Этот фотоаппарат мог уже тогда снимать с выдержкой 1/1000 сек.!
Это было рождением первой репортажной камеры, которая была хоть и велика, пластиночная, но положила начало целому направлению под названием Пресс-камеры Аншютца с фотозатвором в фокальной плоскости.
Начиная с 80-х годов XIX века было предпринято несколько попыток запечатлеть динамику спортивного движения. В большинстве случаев такие снимки отражали моменты, когда лошадь преодолевала препятствие, т. к. фотограф мог заранее нацелить и сфокусировать свой фотоаппарат. Эта подготовка облегчала съемку в такой момент прыжка, когда лошадь достигала высшей точки и, как бы застывала на мгновение на месте. Можно было удленить экспозицию по сравнению с той, которая была бы необходима для отражения резкого взлета.
М. де Перпинья: Прыжок на лошади через препятствие. (1899 г.)
Это дало новый толчок развитию спортивной фотографии. Приблизительно в это же время появились первые снимки спортсменов, перепрыгивающих через скакалку или через другие препятствия.
История фотографии связана не только с совершенствованием техники фотографирования, большое значение для развития спортивной фотографии в последние два десятилетия XIX века. имел рост интереса к различным спортивным мероприятиям, который наконец увенчался в 1896 году организацией первой современной Олимпиады и повышением расходов на издание периодической печати. Эти тенденции в опрделенной степени тоже были связаны с развитием средств производства.
Вторая промышленная революция способствовала росту городов, а тем самым и созданию условий для строительства крупных стадионов, на которых помещалось большое количество зрителей. Прогресс в полиграфиизначительно повысил производительность труда в печатании газет. Не менее важную роль сыграло удешевление бумаги после усовершенствования процесса переработки дерева в 1874 году. А расширение сети железных дорог облегчило транспортировку печатных изданий, публикующихся в столицах (или в крупных городах), в небольшие населенные пункты.
В этой новой ситуации уже в 90-е годы XIX века некоторые ежедневные газеты имели тиражи около миллиона экземпляров. Для распространения спортивной фотографии важную роль сыграли и новые способы репродукции полутонов в печати с помощью растрового клише, изобретенного в 1881 году, а также ротационная глубокая печать, получившая развитие на основе изобретения Карела Клича, сделанного в 1895 году.
Страницы в периодической печати, посвященные спорту, пользовались все большей популярностью. Ужен в конце XIX века возникло несколько печатных органов, специализирующихся на спортивной тематике, например, германский «Спорт им Бильд» или французский «Ле Спор универсаль иллюстрэ». Разумеется такое положение увеличивало интерес фотографов к спортивным событиям. Большинство снимков публиковалось без указания фамилии автора, т. к. использование документальной достоверности изображения для передачи подлинной информации в то время считалось более или менее ремеслом, а к художественным относились лишь те фотографии, которые напоминали работы живописцев.
Неизвестный автор: Мировой рекордсмен по метанию диска Янда Сук.
Дорогие друзья, если Вас заинтересовала статья, поделитесь с друзьями в социальных сетях, не сочтите за труд сделать ретвит и g+1.
Поделиться в соц. сетях