История фотографии всегда была связана с развитием художественных направлений фотографии.
Ранее рассматривалось развитие непосредственной фотографии до первой мировой войны.
Развитие художественных направлений фотографии в годы войны.
Вторая мировая война оказала значительное влияние на развитие искусства, так как большинство художников чувствовало внутреннюю необходимость занять определенную позицию по отношению к происходящим в мире событиям. Фотографы из стран антигитлеровской коалиции считали своей обязанностью оружием фотографии бороться с фашизмом, способствовать «мобилизации сознания и совести» самых широких слоев населения. Этим целям более всего отвечали кадры жизни солдат на фронте, мирных жителей тыла, сильно страдавших от налетов и разорения.
Во время войны к течению «живой фотографии» примкнул и ряд авторов, ранее специализировавшихся в других жанрах, теперь, в новых условиях, не позволявших им с должной силой выразить свои мысли. Примером таких мастеров мажет послужить Сесил Битон (1904 -1980), известный фотограф моды и автор портретов людей так называемого «высшего общества», который в те годы стал известен своими снимками из больниц, изображающими раненных при бомбежках детей.
Сесил Битон работал в тылу. Однажды в госпитале он сфотографировал пострадавшую во время бомбежки трехлетнюю Эйлин Данн. Эта девочка в бинтах сжимала в руках своего мишку. Эта фотография обошла весь мир.
Репортеры, которых еще перед войной отличало умение правильно оценить разворачивающуюся перед их глазами ситуацию, естественно, были лучше подготовлены к такого рода творчеству.
Исключительно высокого уровня достигла военная фотография в СССР, что можно объяснить тем вниманием, которое уделялось кадрам, взятым из жизни, еще в 20 -30 гг. Благодаря своему эмоциональному заряду, красноречивости и многозначительности в изображении драматических ситуаций, как выдающихся (например, брошенные к Мавзолею В. И. Ленина фашистские штандарты), так и будничных сцен фронтовой жизни, работы советских мастеров вошли в историю современной фотографии.
-В общем, можно сказать, что во время второй мировой войны в развитии «живой фотографии» произошли серьезные прогрессивные изменения. Потребность «быть на месте события» проявилась в присутствии репортеров при боевых операциях войск, которые обычно проводились в рассветные часы, и поэтому световые условия мало подходили для моментальных снимков. Следовательно, фотографы не только отточили умение схватывать кадр на лету, но и научились разрешать технические проблемы съемки в тяжелых обстоятельствах. Тем самым они внесли большой вклад в развитие техники фотографии в послевоенное время. Так история фотографии была постоянно связана с явлениями, происходящими в обществе.
Большое значение для «живой фотографии» после войны имели не только эти приобретенные навыки, но и некоторые другие моменты, Прежде всего, это был искренний интерес к человеку, возникший из чувства солидарности народов, совместно воюющих против фашизма. Люди, которых объединяла
мечта победить нацизм, хотели больше знать друг о друге, и фотография, таким образом, стала средством информации, понятной всем и без перевода.
Война отрицательно повлияла на развитие производства потребительских товаров практически во всем мире, и поэтому в первые годы мира для этих отраслей промышленности сложилась исключительно благоприятная конъюнктура. В капиталистических странах это вызвало стремление увеличить масштабы рекламы, в том числе и в иллюстрированных журналах. Однако между собственно содержанием журнала и рекламой должна была соблюдаться определенная пропорция, что вызвало, в попытке удовлетворить большой спрос со стороны рекламных агентств, увеличение объема изданий с тем, чтобы повысить их популярность у читателей.
Поэтому иллюстрированные еженедельники часто ориентировались на информацию о повседневной жизни, имевшую больший успех, естественно, тогда, когда она была подана необычно. Эти условия были золотым веком для «живой фотографии», временем, когда автор получал достаточно длительный срок на подготовку репортажа, чтобы с максимальной полнотой разработать сюжет. Именно тогда все большее значение начал приобретать фоторедактор . Самым известным из этих новых специалистов был Уилсон Хикс из знаменитого журнала «Лайф». В некрологе его, подписанном друзьями-фотографами, прозвучала мысль, о том что всюду, куда бы они ни отправлялись на репортажи, «чувствовали около себя этого незримого ведущего».
Практически все иллюстрированные еженедельники имели собственные штабы опытных фотографов. Однако по-прежнему покупали материал и от внештатных авторов. Стремясь достичь еще большей творческой свободы, несколько мастеров «живой фотографии» решили основать международное. Сообщество «Магнум». Постепенно это название стало нарицательным, превратилось в фотографическое понятие. Руководителями его были прежде всего Анри Картье-Брессон, Роберт Капа и Дэвид Сеймур, вокруг которых объединилось в скором времени еще 20 человек.
Дэвид Сеймур (1911-1956), известный под прозвищем «Чию », создал после войны серию снимков о детях, оставшихся без крова. Эта тема была близка автору, так как сам он потерял большую часть своих родственников, погибших в Польше (откуда он был родом) во время войны.
Во многих странах в первые послевоенные годы активно работают фотографы - участники антифашистского сопротивления. Особенно выразительно эта тенденция проявилась во Франции, где передовая культура старалась избавиться от всего предательского, коллаборантского. Нация переживала своеобразное Возрождение, и фотография не могла от этого остаться в стороне, развивались художественные направления фотографии.
Кроме Картье-Брессона, который, бежав из заключения, непосредственно участвовал в подпольной борьбе, заслуживает внимание и Робер Дуано (р. 1912). Гравер по профессии, он в период оккупации изготовлял фальшивые документы для участников Сопротивления. Бып предан и ушел в подполье.
После поражения нацистов он получил возможность заняться своим главным увлечением - фотографией. Дуано обладал особенным чувством юмора, и его снимки являются свидетельством его умения схватывать в ситуации главное. Отличало его сочувствие и понимание трудящихся, социальное чутье, которые отразились в монографии о жизни Парижа.
После войны во Франции заявило о себе и молодое поколение авторов, специализирующихся на снимках из жизни. Одним из представителей этой «свежей струи» был Жан-Филипп Шарбонье (р. 1921), начавший работать в газете «Либерасьон», а потом перешедший в журнал «Реалитз». Он проник со своим фотоаппаратом в самые различные уголки, в том числе и за кулисы знаменитых парижских ревю, где подсматривал довольно комические сцены разговоров завсегдатаев кулис с весьма вольно одетыми танцовщицами
. В том же журнале сотрудничал и Эдуард Буба (р. 1923), который известен еще и как автор большого количества журналистских портретов, впечатляющих характеристик людей, встреченных им в разных частях света.
Дальнейшее развитие “живой фотографии” рассматривается далее.
Поделиться в соц. сетях
[…] История фотографии после второй мировой войны во многом связана с таким художественным направлением фотографии, как “живая фотография”. […]
[…] современных представителей художественного течения «живая фотография», которое называют также “непосредственная […]
[…] были и основатели международного сообщества “Магнум” Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Дэвид Сеймур. В […]
[…] продолжают направление “Живая фотография”, начатое знаменитыми предшественниками такими, как […]