История фотографии после второй мировой войны во многом связана с таким художественным направлением фотографии, как “живая фотография”.
Художественное направление “живая фотография”.
Интерес к современности, развившийся после войны, и существование ряда журналов создали благоприятные условия для деятельности всех фотографов этого направления.
В Великобритании в то время выходило несколько популярных еженедельников, иллюстрированных фотографиями. С точки зрения жизненных кадров особенно выделялись «Пикчер Пост» и «Иплюстрейтед». В первом из них работал Берт Харди (р. 1913), который прошел путь от лаборанта до звезды журналистской фотографии. Его стиль выражения опирался на полное использование всех выгод аппарата “Лейка”. Кроме снимков из предместий Лондона, содержащих определенный социальный подтекст, Харди создал серию сочувственных, меланхолических по своему настрою фотографий из Кореи.
С журналом «Пикчер Пост» связал на время свою судьбу и Терстон Гопкинс (р. 1913). Для него стремление создавать фотографии социального звучания было еще более значимым, и поэтому он основное внимание уделял съемке бедных кварталов различных английских городов.
Непосредственные сотрудники сообщества «Магнум» были в Великобритании. К ним принадлежит, например, Джордж Роджер (р. 1908), в поисках сюжетов проехавший значительную часть земного шара. Помимо того, что он опубликовал необъятное количество снимков в самых разных журналах, заслуженное внимание публики привлекли и несколько книг Роджера, составленных из его фотографий.
Из швейцарских членов «Магнума» наиболее известен Вернер Бишоф (1916 -1954). Как и многие другие фотографы, он сначала хотел быть художником, но, уступив давлению со стороны родителей, стал учителем рисования и физкультуры. Вскоре, однако, поступил в художественно-промышлениое училище в Цюрихе, где занимался рисованием. Когда его профессор основал в училище фотоотделение, Вернер, долго не раздумывая пошел за ним. Чрезвычайно скоро после окончании учебы проявился его большой талант. Мировую известность Бишофу принесли циклы снимков, печатавшихся в эксцентричном журнале «Ду» .
Художественное направление «живая фотография» и его бурное развитие затронуло не только Европу. Большой вклад в него внесли и американские фотографы. Среди них также были авторы, чьи способности раскрылись во время войны. В этой связи необходимо упомянуть о Юджине У. Смите (1918-1978), который лично принял участие в тринадцати боевых операциях, даже был ранен на Окинаве. В первые послевоенные годы он был одним из сотрудников фотоштаба «Лайфа», которых отличал глубоко прочувствованный интерес к человеку. Некоторые его репортажи стали вехами в истории и развитии фоторассказа.
Особенно известен цикл о жизни сельских врачей в США (1948), над которым Смит работал более шести недель. Успех этого цикла вызвал к жизни через три года еще один рассказ ̶о гинекологической лечебнице для негров в Северной Каролине, рассказывавший не только о самоотверженном труде, но и о низком жизненном уровне расового меньшинства. К миссии врача в сложных условиях Смит возвратился в репортаже о докторе Альберте Швейцере, лауреате Нобелевской премии мира, проработавшем несколько лет в больнице в Ламбарене, в Африке.
Опыт войны повлиял и на Дэвида Дугласа Дункана (р. 1916), который остался верен этой тематике во время американской агрессии в Корее. Он не идеализировал жизнь солдат, что было тенденцией в начале 50-х гг. Грустные лица американских парней, для которых цели интервенции в Корее были чужды и непонятны, ясно говорили о том, как бессмысленны их страдания в то время, когда страна живет в мире.
История фотографии в США также связана с развитием «живой фотографии», которая стала проникать и в иллюстрированные книги. Уже в 1945 году вышла публикация «Обнаженный город», составленная из снимков Уиджи (наст. имя Артур Феллиг, 1899 -1968). Автор не стеснялся показать ситуации, характерные для оборотной стороны Нью-Йорка, с прямо-таки натуралистической откровенностью. Приблизительно в то же время появилась и монография об этом городе Андреаса Фейнингера (р. 1906), где кроме импозантных видов знаменитых небоскребов, были и кадры из самых разных кварталов и о самой разной жизни. Неповторимость книге придали многочисленные сравнения обычаев и традиций, привнесенных на американскую почву иммигрантами из Старого Света. Фейнингер воспользовался в этом отношении богатым опытом, приобретенным в сотрудничестве с журналом «Лайф».
Накопленное за первые послевоенные годы богатство «живых) снимков требовало суммарной оценки, которая показала бы различные нюансы подхода и отношения к этому жанру творчества, имеющему огромное общественное значение. В значительной мере с этой задачей справился Эдвард Дж. Стейхен (1879 – 1973), когда стал директором фотографической коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Первым толчком к такому анализу послужили его своеобразные взгляды на выставки. Он не соглашался с обычной практикой выбора фотографий по художественному уровню и объединения их в экспозицию, не принимающего во внимание того, подходят ли они друг к другу по своему идейному наполнению. Это вызывало у посетителя довольно рассеянное впечатление, с такой выставки он часто уходил сбитым с толку. Стейхен хотел, чтобы у зрителя от выставки оставалось цельное воспоминание. В первой из организованной им экспозиций он руководствовался принципом «лучше меньше, да лучше», отобрав для нее циклы лишь трех фотографов. Леонард Мак-Комб со снимками перемещенных лиц в Европе, Уэйн Миллер с серией фотографий мимики своей жеиы при родах и Гомер Пейдж, представивший несколько ироничных кадров о съезде Американского легиона. Общим для этих мастеров нового поколения был интерес к человеку, хотя и разработанный у отдельных авторов по-разному. Положительные отзывы посетителей убедили Стейхена в правильности выбранного им пути, нацеленного, однако, намного дальше и выше.
Эдвард Стейхен ненавидел войну. Еще до того, как он стал работать в Музее современного искусства, он предложил устроить там выставку на тему «Война в Корее», чтобы так заявить свой протест против жестокости этой американской авантюры. И хотя он затратил много усилий на подготовку экспозиции, вынужден был с некоторым разочарованием констатировать, что зрители испытали лишь кратковременное потрясение, не вынесли с просмотра достаточно цельное впечатление. Тогда Стейхен решил попытаться сосредоточить вместе снимки, отображающие положительные стороны жизни. Просматривая биографию Авраама Линкольна, Стейхен случайно встретил в одной речи выражение «человеческая семья». И тут же ему на ум пришло, что оно бы могло стать идеальным названием этой новой выставки о самых благородных отношениях между людьми: любви, заключениибрака, рождении и воспитании ребенка и заботе родителей о детях. Стейхен исходил из того, что при всех национальных и религиозных различиях, в этом люди всего мира сходны, и тем самым он хотел внести свой вклад в дело взаимопонимания между народами. Он не стремился к тому, чтобы там была любой ценой представлена мировая фотографическая элита, скорее всего пытался найти такие кадры, которые бы в наибольшей степени отвечали названию и благородной идее выставки.
По причине сложности проекта руководство Музея разрешило Стейхену работать с ассистентом - Уэйном Миллером. За время более чем двухлетней подготовки они вместе просмотрели и отобрали около двух миллионов снимков. После классификации и оценки наконец было взято 503 снимка из 68 стран. Было решено также издать с этими фотографиями книгу. Стейхен хотел, чтобы публикация не стоила дорого, была доступна широким массам населения. Именно из-за этого условия несколько попыток издания книги окончились неудачей, пока за дело не взялся директор издательства «Мако Пресс». Он был настолько восхищен снимками, что согласился рискнуть, выпустив в свет 135000 экз.; сегодня их продано уже несколько миллионов.
24 января 1955 года выставка «Человеческая семья» торжественно открылась. .Количество посетителей превзошло все предыдущие рекорды посещаемости Музея современного искусства в Ньо-Йорке. Экспозиция была показана в последствии в 44 городах США и в 69 зарубежных странах. Всего на ней побывало более 9 миллионов зрителей. Интересный факт: в 1959 году выставка была частью американской экспозиции в Парке культуры и отдыха им. Горького в Москве.
«Человеческая семья» привлекла внимание и тех людей, что обычно не ходят на фотовыставки. Еще большее впечатление произвела она на специалистов, так как еще никто не показал так отчетливо выразительные возможности «живой фотографии», как Стейхен своим продуманным и тонким выбором. Для многих фотографов, еще искавших свой путь, она стала побуждением, ориентиром к тому, какое направление избрать в искусстве фотографии.
Одним из ярких современных представителей направления «живая фотография» был немецкий фотограф Арно Фишер.
Источник:
ПЕТР ТАУСК Фоторевю “Fotografi 1/83″
В заключение предлагаю посмотреть ролик об Эдварде Стейхене:
Поделиться в соц. сетях
[…] Дальнейшее развитие “живой фотографии” рассматривается далее. […]
[…] которое наиболее ярко нашло свое отражение в выставке “Семья человеческая”, организованной Эдвардом […]
[…] фотография”, таких как создатель фотовыставки “Человеческая семья” Эдвард Стэйхен, то именно такие картины жизни были […]
[…] как Эдвард Стейхен, создатель знаменитой выставки “Человеческая семья”, Анри Картье-Брессон, Девид Сеймур и […]