Как и обещал ранее продолжаю тему истории развития фотографии.
История фотографии неразрывно связана с историей спортивной фотографии, которая как техническое средство, порожденное прогрессом, развивалась параллельно с развитием спорта.
Большие традиции спортивных состязаний в античном мире были прерваны, и Европа в своем дальнейшем развитии надолго отвернулась от целеустремленной заботы об укреплении человеческого тела.
Наемные солдаты средневековья должны были обладать определенной ловкостью, но забота о сохранении формы у них напоминала скорее профессиональную подготовку. Немногим лучше выглядели и рыцарские турниры, поскольку они организовывались прежде всего для приобретения военного опыта.
Возвращение к спорту проходило очень медленно. Сначала распространилось увлечение верховой ездой и пешими прогулками, особенно в горы в погоне за красивыми пейзажами. Увлечение пейзажем и природой вообще начало проявляться в XVIII веке, т. е. в период, когда происходил переход от ремесленного к промышленному производству. В это же период начинает развиваться альпинизм. Промышленная революция, создавшая предпосылки для получения свободного времени (в античном мире для свободных граждан подобное положение обеспечивал труд рабов), стала главным фактором, позволившим возникновение настоящих спортивных дисциплин.
То же развитие производительных сил, которое в XIX веке способствовало размаху спорта, положило основы для изобретения фотографии. Поэтому при ознакомлении с развитием спортивной фотографии обнаруживается интересный факт — она развивалась параллельно с развитием самого изобразительного средства, т.е. фотографии.
Первые работы со спортивными сюжетами — это прежде всего статичные снимки спортсменов, т. к. сложность и тяжеловесность фотографической техники того времени не позволяли еще делать моментальные фотографии.
Прелесть многих снимков начального периода истории фотографии и спорта связана прежде всего со спортивными костюмами, особенно женскими, которые согласно предрассудкам и моде, должны были строго скрывать формы человеческого тела.
Интересны также групповые снимки членов спортивных организаций, общий вид которых и позы отдельных спорттсменов с обезоруживающей наивностью напоминают античные скульптуры.
Неизвестный автор: Инструкторы пражского физкультурного общества “Сокол” (1864).
Кружок любителей атлетики во главе с отцом русской атлетики
В.Ф.Краевским (1841-1901).
Наиболее естественно выглядят фотографии первого периода, создававшиеся в связи с туристическими походами или альпинизмом. Причина заключалась не только в том, что эти виды спорта во вновь формирующемся обществе имели наиболее длительные традиции, но и в том, что необходимость отдыха во время тяжелых походов очень часто использовалась для съемки пейзажа.
Это точно, знаю по свему опыту, снимал во время походов. При хотьбе с рюкзаком снимать трудно …
К.Прохазка. Проводник по горам (до 1930).
Отсюда уже оставался лишь шаг к непринужденным снимкам лиц, которые на фоне этого пейзажа набирались сил для дальнейшего этапа подъема. Во многих случаях применялась и аранжировка с чутким выбором наиболее типичных сцен, причем каждый принимал такую позу, в которой он мог оставаться до конца экспонирования.
Подобные снимки создал, например, французский фотограф Адольф Брон (1811-1877) во время подъема на ледниковое поле у Шамини (1865 г.).
Сочетание туристических походов с фотографированием постоянно расширялось, и эта тенденция сохранилась до настоящего времени. Интерес почитателей природы к фотографированию был настолько велик, что в начале XX века фирма «Фойгтлэндер» решила назвать складывающийся аппарат «Бергхайль» (широко распространенное приветствие альпинистов, означающее примерно «Привет горам!» ).
Интересный момент в истории спортивной фотографии. На появление динамичных снимков движения повлиял интересный эпизод, связанный с пари , заключенным бывшим губернатором Калифорнии Лелэндом Стэнфордом с его другом Фредериком Маккрелишем на 25 тыс. долларов о том, отрывает ли лошадь в определенной фазе галопа все четыре ноги от земли или нет. Необходимое доказательство для спорящих должен был предоставить фотограф Эдвард Майбридж (1830-1904).
После предварительного изучения и расчетов скорости лошадинного бега (примерно 2 м/сек) Майбридж решил использовать для данных целей 50 фотоаппаратов с затворами со сравнительно короткой экспозицией. Эти фотоаппароаты он разместил вдоль дорожки, по которой должна была бежать лошадь со всадником. Затворы приводились в срабатывание с помощью струн, которых на определенных участках бега касалась лошадь. Несмотря на то, что некоторые снимки были недодержанными и в сущности схватывали лишь силуэты, результат все же точно и правдиво отразил отдельные фазы движения ног лошади. Эта серия фотографий называется “Лошадь в движении”. Подтвердилось утверждения Стэнфорда о том, что в определенное мгновение лошадь не касается земли, но не в тот момент, который изображало в то время большинство художников. Художники изображали бегущую лошадь таким образом , что она не касается земли в фазе движения, при которой ее передние и задние ноги выставлены соответственно вперед и назад, Майбридж неоспоримо доказал, что лошадь отрывается от земли, и при этом ее передние и задние ноги сведены вместе под туловищем.
Эдвард Майбридж. Движение лошади.
Публикация результатов этого сложного фотографического опыта в 1878 году вызвала настоящую сенсмацию. Она открыла новую главу в истории спортивной фотографии, да и вообще в истории фотографии.
Майбридж продолжал начатые опыты. Повышающийся уровень техники позволил при изучении различных видов движения получать все более качественные результаты. Часть фотографий были посвящены также изучению движения спортсменов.
Друзья, не забываем ставить ретвиты и делиться в социальных сетях понравившимся материалом.
Поделиться в соц. сетях
[…] Тема истории фотографии продолжается в следующих материалах. […]
[…] предыдущей статье отражена часть истории спортивной фотографии […]
[…] земли, моментальная же съемка установила, что такой фазы бега нет в природе. Рисовальщики изображают впечатление, […]
[…] Эдвард Майбридж (1830-1904) занимался съемкой серий фотографий, показывающих движение человека: […]
спасибо за материал!