Продолжаю тему, начатую в предыдущей статье о теме ребенка в истории фотографии.
Фотографии детей, на которых появлялся определенный социальный подтекст, привлекали вниманиет не только тех авторов, которые стремились создать выразительный документ. На рубеже восьмидесятых годов XIX века Питер Генри Эмерсон (1856 — 1936) начал прокладывать путь творческому пониманию фотографии, которое иодновременно учитывало непревзойденную достоверность самого изобразительного средства. Как свидетельствует книга, в которой Эмерсон подробно изложил свои взгляды, это направление получило название «натуралистическая фотография». Однако оно имело ничего общего с литературным натурализмом. На снимках людей это течение проявилось в стремлении отразить образ человека в его естественной окружающей среде. Подобная ориентация проявилась и в подходе к изображению детей.
Питер Генри Эмерсон “Женская школа”
Наиболее выдающихся результатов из всех приверженцев «натуралистической фотографии» достиг Фрэнк Мидоу Сатклифф (1853 – 1941). Его снимки купающихся мальчиков в гавани на мели относятся к наиболее известным произведениям мировой фотографии.
Фрэнк Мидоу Сатклифф “Водяные крысы”, 1896 г.
Развитие человечества происходит не прямолинейно, а по спирали. Нечто подобное можно наблюдать и в фотографии. На рубеже веков началось сильное подражание живописи в рамках широко распространившихся течений пикториализма*. На фотографиях детей эти тенденции отразились прежде всего в декоративном позировании моделей и таких способах освещения, которые еще более подчеркивали общее направление стилизации. На работе со светом во многих случаях сказалось увлечение импрессионизмом.
Подражанию живописным полотнам способствовало также использование смягчающей техники, снижающей богатство и точность в отражении подробностей. В этих условиях фотография не могла сказать ничего существенного о жизни детей. Мещанские слои общества удовлетворялись идеализированными портретами детей, утверждающими их представления о том, что не существует никаких социальных проблем.
Фотоснимок Д.Аннана.
Пикториалистическое понимание фотографии сначала отстаивали известные фотолюбители, такие как Роберт Демаши (1859-1938), но вскоре оно проникло в профессиональные фотоателье, изготовляющие портреты на заказ. Там оно удержалось дольше вего, из-за упомянутой популярности у заказчиков – мещан.
Робер Демаши.
Еще в тридцатые годы ХХ века Франц Грейнер (1871-1948) защищал броммасло как наиболее подходящий технический прием для создания репрезентативных портретов. В свете этих взглядов дети на его снимках теряли врожденную шаловливость и веселость, т. к. превращались прежде всего в воплощение возвышенных традиций рода.
Главное течение творческой фотографии вплоть до начала первой мировой войны находилось под влиянием процветающего пикториализма, но наиболее талантливые одиночки уже в то время искали пути,позволяющие им лучше использовать все преимущества фотографического изображения. Этот реалистический подход начал проявляться и в портретах детей. В этой связи необходимо упомянуть прежде всего Льюиса Уиккеса Хайна (1878-1940), который получил академическую степень магистра в области социологии в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Но фотография все более привлекла его, в результате чего в 1908 году он отказывается от многообещающей педагогической карьеры и начинает работать в качестве исследователя и фотографа Национального комитета по работе детей. К положительным сторонам этого автора относится прежде всего отказ от какой бы то ни было стилизации, которая бы отвлекала внимание от продуманно выбранного содержания. Его фотографии детей реалистичны и показывают суровую правду действительности об использовании детского труда.
- Льюис Хайн “Разносчик газет”
Льюис Хайн “Уличный ребенок”
Ниже Вы можете посмотреть видео с фотографиями Льюиса Хайна, посвященным использованию детского труда.
Продолжение читайте дальше.
——————————————————–
*Пикториализм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный) — течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ в.в., делающее фотографию, похожей на живопись и графику.
Для достижения сходства с живописными полотнами фотографы использовали специальные приемы съемки и печати. Существовало два направления пикториализма — оптическое (использование мягкорисующих объективов, фильтров) и технологическое (обработка позитива бихроматами, солями серебра и др. методы позитивной печати).
Наибольшее влияние пикториализм получил в 1885-1914 годах. С расцветом модернизма пикториалистский стиль перестал быть столь привлекательным и популярным. Позднее, начиная с 70-х годов ХХ века, наблюдается оживление интереса к наследию пикториалистов и даже определенное возвращение к их художественным методам (Салли Манн, в России – Георгий Колосков и др.).
Википедия.
Дорогие друзья, если Вам понравился представленный материал, не забывайте оставлять ретвиты и делиться с друзьями в социальных сетях.
Поделиться в соц. сетях
[…] детской фотографии, начатую ранее в части 1 и части 2. Фотография, а также и ее часть фотографии детей […]
[…] Тема продолжается в следующей статье. […]
[…] успехи способствовали тому, что он познакомился с Питером Генри Эмерсоном, который даже попросил его перевести на немецкий язык […]