Продолжаю тему развития детской фотографии, начатую ранее.
Период двадцатых и тридцатых годов ХХ века отличался довольно широким развитием социальной фотографии, вполне естественно реагировавшей на тяжелые проблемы общества.
Почти во всех капиталистических странах с развитой промышленностью появляются авторы, которые своими фотографиями обращают внимание на проблемы рабочего класса. Снимки детей были одним из главных сюжетов, првдивое изображение которого выразительно документировало нищету бедных слоев общества.
В США в это время фотография социальных процессов достигла исключительных результатов. Прогрессивные фотографы сконцентрировали свое внимание не только на промышленных областях и кварталах бедняков, представляющих оборотную сторону кичливых городов, но и на жизни сезонных рабочих в американской деревне. Ребенок обычно переносит эксплуатацию тяжелее, чем взрослый, и он снова оказывается в центре внимания многих авторов. Штаб фотографов под руководством Роя Страйкера отражал с максимальной достоверностью отсталые условия жизни, весьма далекие от представлений об американском благосостоянии. Драматичность проблемы была настолько сильной , что и помимо группы Страйкера, целый ряд фотографов стремился отразить без прикрас жизнь детей на селе.
В 1935 году на руководство вновь созданной Администрации по переселению ( в это время в Америке разразилась великая депрессия) Farm Security Administration (FSA) был назначен профессор Рексфорд Тагвелл. Он и рекомендовал возглавить фотоотдел своему бывшему студенту Рою Страйкеру, которому пришлось поменять спокойную академическую жизнь в Колумбийском университете на участие «мозговом тресте» программы. В этой программе было задействовано множество фотографов, которые в своих поездках по стране фотографировали жизнь американцев в тяжелые времена. В проекте участвовали такие классики американской документальной фотографии (и они стали столь известными благодаря этому проекту), как: Уолкер Эванс, Доротея Ланге, Гордон Паркс и др.
Снимок детской могилы с лежащей на ней тарелкой Уолкера Эванса, стал особенно известным.
Уолкер Эванс. Могила ребенка. Алабама, 1936 г.
А творчество Доротеи Ланг высоко оценивал Джон Стейнбек, особенно фотографии семьи Окайз и других переселенцев. И эти фотографии вдохновили его на написание классического романа «Гроздья гнева».
Артур Ротшейн. Фермер и его сыновья, идущие во время песчаной бури.
1936 г.
К ним относится, напрмер Тина Моддотти (1896-1942), которая обучалась фотографии у Эдварда Уэстона. О ее прогрессивной ориентации свидетельствует тот факт, что в 1930 г. она была выслана из Мексики за коммунистическую деятельность.
Фотография в тридцатые годы ХХ столетия было поставлена перед тяжелым испытанием — началом второй мировой войны. Большинство известных фотографов считало своим долгом включиться в борьбу с фашизмом. Для многих из них ребенок становится одним из наиболее важных сюжетов, он помогал пробуждать сознание и предупреждать сограждан о грозящей опасности.
Интерес к теме ребенка в фотографии повышался и впервые послевоенные годы. Фотографии детей, потерявших во время войны дом, а во многих случаях и родителей, создал Дэйвид Сеймур (1911-1956). Вместе с Анри Картье-Брессоном и Андре Фридманом он основал международное агенство фотографов «Магнум». Как он сам писал, они решили создать организацию «революционно думающих» фотографов. Сеймур приобрел известность благодаря своим репортажам с гражданской войны в Испании. Известны его репортажи о детях-беженцах 1948 года. Одна из самых знаменитых фотографий того времени показывает девочку-сироту, которая стоит возле школьной доски и пытается нарисовать свой дом.
Фотоснимки Дэйвида Сеймура.
Создание этого мирового центра живой фотографии «Магнум» оказало значительное влияние и на дальнейшее развитие фотографии детей.
Особым толкованием детской фотографии отличался Вернер Бишоф (1916-1954). Его снимки детей, независимо от того, создавались ли они в Южной Америке или в Азии, проникнуты яркой любовью к людям без различия рас и языков.
Вернер Бишоф. Мальчик-флейтист по дороге на Перу.
После окончания второй мировой войны интерес к фотографии неустанно растет. Значительное влияние на это оказали крупные иллюстрированные журналы, косвенно превратившие в трибуну живой фотографии с необычайно широким радиусом влияния.
Постепенно накопившееся, благодаря спросу крупных журналов, большое количество живой фотографии, прямо побуждало к обобщающей оценке. С этой сложной задачей великолепно справился Эдвард Стейхен (1876-1973), организовав выставку под названием «Род человеческий». В его коллекции фотография детей отразилась в самых различных контекстах, что снова подтвердило ее центральное положение в гуманистической проблематике.
Эдвард Стэйхен. Джейн Симпсон, одетая в большую шляпу.
Успех коллекции «Род человеческий» в истории фотографии до сих пор никто не превзошел, хотя позже на подобную тему составлялось несколько выставок. Поэтому 1955 год можно считать рубежом в развитии живой фотографии.
Рассказы об истории фотографии продолжаются в следующих материалах.
О творчестве Стейхена ниже представлен видео ролик.
Дорогие друзья! Не забывайте ставить ретвиты на статью и делиться с друзьями в социальных сетях.
И еще, если у вас есть старые фотоснимки детей, присылайте. Устроим историческую ретроспективу детской фотографии. Желательно оставлять подписи: кто изображен, время съемки, возраст ребенка.
Мои координаты: a-makeev08@yandex.ru
aleksmak08@gmail.com.
Ваш Алексей Макеев.
Поделиться в соц. сетях
[…] Продолжение темы читайте в следующей статье. […]
It’s a real pleasure to find smoeone who can think like that
[…] швейцарских членов «Магнума» наиболее известен Вернер Бишоф (1916 -1954). Как и многие другие фотографы, он сначала […]
[…] демонстрации работ членов группы Стиглиц вместе с Эдвардом Стэйхеном основал «Литтл Гэллери Фото Сецешн», […]