Из истории фотографии: основоположник направления “Уличная фотография” Анри Картье-Брессон.
История художественной фотографии XX века немыслима без личности человека, ставшего легендой в фотографии, которого фотографы всего мира упоминают, как гуру , на которого ссылаются, которого цитируют.
Имя этого человека Анри Картье-Брессон, французский фотограф — документалист, основоположник жанра «уличной фотографии».
В его черно-белых фотоснимках запечатлена жизнь целой эпохи.
Современные фотографы, как и в прошлом обращаются к его снимкам, чтобы почерпнуть опыт художественной фотографии.
Когда молодой Анри Картье-Брессон увидел знаменитый фотоснимок венгерского фотографа Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика», он впервые осознал роль фотографии в жизни.
«Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени, — писал он много лет спустя. — И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».
Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 г. С юности он интересовался живописью. В мир искусства его ввел дядя Луи. Затем он учился у художника Андре Лота. Это художественное образование во многом и помогло ему стать выдающимся фотографом.
В 1932 году после путешествия по Африке он решил заняться фотографией. Этому способствовало его знакомство со снимками Эжена Атже и Андре Кертеса. В том же году он приобрел только что появившуюся на рынке новинку — легкий малоформатный фотоаппарат фирмы Leica. Благодаря этому фотоаппарату он смог достичь мастерства в области фотографии.
“Я скитался по улицам, возбужденный и готовый наброситься на что-нибудь этакое, сцапать жизнь “в ловушку” — что называется, поймать момент. Сверх того, я страстно желал ухватить суть всего и сразу в одной-единственной фотографии или в контексте одной-единственной ситуации, готовой развернуться на моих глазах”, — писал Картье-Брессон.
Как фотограф Брессон раскрылся во время Второй мировой войны. Он побывал в фашистском плену, затем был побег из плена, участие в Сопротивлении. Он фиксировал на пленку военные будни, для чего требовался не только верный глаз, но мужество и хладнокровие.
В 1947 году в ответ на грабительскую по отношению к фотографам политику многих журналов и издательств Робертом Капой, с коллегами Дэвидом Сеймуром, Джорджем Роджером, Марией Айснер, Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт было создано содружество фотожурналистов — агентство «Магнум фото» (Magnum Photos). Его участником и идейным вдохновителем стал Анри Картье-Брессон.
Идея создателей агентства состояла в том, чтобы распространять репортажные фотоснимки с условием сохранения авторских прав фотографов на изображение. При этом главным была свобода выражения: на своих снимках члены Magnum получили право сочетать репортаж со своим художественным видением.
Как идейный вдохновитель Картье-Брессон выдвигал определенные обязательные условия : необходимо использовать камеру Leica, не допускать кадрирования и постановочные кадры.
Фотографы агентства разделили земной шар на «сферы влияния», и Картье-Брессону досталась Южная и Восточная Азия. Репортажи, сделанные им в странах, получивших или борющихся за независимость — Индии, Китае, Индонезии, сделали его фотожурналистом мирового масштаба.
Побывал Брессон и в Советском Союзе. Он стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина в 1954 году разрешили приехать в СССР. Фотографии, которые он сделал во время этой поездки были опубликованы в альбоме «Москвичи».
Методы работы Анри Картье-Брессона стали легендой среди фотографов всего мира. Они заключались, например, в его способности оставаться «невидимым» для людей, которых он снимал. Он даже заклеивал черной изолентой блестящие детали фотоаппарата, чтобы они не бликовали. При съемке Брессон использовал только нормальный фотообъектив с фокусным расстоянием 50мм, который он называл «естественным продолжением глаз фотографа» ( угол зрения такого объектива примерно совпадает с углом зрения человеческого глаза).
Поэтому ему приходилось подходить близко к снимаемому объекту, вступать с ним в непосредственный контакт.
Но главным принципом работы Брессона было правило снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения, которое он называл «решающим моментом», что для него означало
«моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».
И это вы обязательно почувствуете в его фотографиях.
Анри Картье-Брессон. Уличная сценка.
Уличная сценка, 1952 г.
Картье-Брессон любил снимать детей. Он всегда брал с собой фотоаппарат, когда гулял и часто снимал детей в их естественной обстановке. Дети всегда выглядели на его фотографиях естественно и непринужденно.
О роли Брессона в истории детской фотографии здесь.
Фотография мальчика с бутылками стала известной на весь мир.
Брессон фотографировал многих известных для своего времени людей, среди которых: Ирен и Фредерик Жолио-Кюри, Анри Матисс, Альбер Камю, Уильям Фолкнер, Жан Ренуар,Коко Шанель, Мэрилин Монро, Луи Арагон и другие.
Поделиться в соц. сетях