Динамизм фотографии и фотокомпозиция тесно связаны. Динамика снимка подчеркивается соответствующей композицией кадра.
Съемка движущихся объектов и фотокомпозиция.
Как уже говорилось центральное положение снимаемого объекта в кадре воспринимается как статичное. Поэтому динамизм подчеркивается смещением композиционного центра снимка относительно центра, а также его несбалансированностью. Как на снимке, приведенном ниже:
Мотоцикл находится явно в неустойчивом положении и смещен относительно центра кадра. В данном случае фотокомпозиция подчеркивает динамизм фотографии.
Но иногда объект съемки на фотоснимке смещен от центра по направлению движения, а бывает и помещен близко к границе кадра. Тогда создается ощущение, что движущийся объект упирается в границу кадра, т.к. по ходу движения нет достаточного простора, как на снимке:
Положение мотоцикла достаточно динамично, но для движения вперед не хватает места. Мотоциклист на заднем плане выглядит более динамично.
Для движущегося объекта всегда по ходу движения нужно оставлять больше места в кадре, чем с другой стороны. В этом случае несбалансированность фотокомпозиции только способствует ощущению движения.
Не только границы кадра не должны мешать восприятию движения. Линии, имеющиеся в кадре также должны быть направлены соответственно движению, например полотно дороги. Линии идущие поперек движения, визуально преграждают путь движению. На пути движущегося объекта не должно быть визуальных препятствий.
Несбалансированность фотокомпозиции – основа динамизма фотографии.
Несбалансированность фотокомпозиции при отображении движения важна не только в горизонтальном направлении. Верх и низ кадра также имеют значение.
Так при съемке движения вверх, например прыжков в высоту, необходимо оставлять свободное пространство вверху.
Но еще важен выбор высоты точки съемки (или как говорят ракурс). Нередко фотографы, снимающие прыжки в высоту, выбирают нижнюю точку съемки. При этом линия горизонта опускается, но создается впечатление, что высота прыжка возрастает. Что видно на следующем снимке:
Наоборот верхняя точка съемки как бы прижимает объект к земле, как на снимке:
Но и на этом снимке динамизм, движение ощущается. Движение подчеркнуто развевающимися волосами, напряжение всей фигуры девушки. Но она визуально почти бежит по земле, прижата к земле.
Фотокомпозиция кадра, также проявляется и в светотональном рисунке снимка. Сюжетный центр – движущийся объект изображается более контрастно, чем окружающие объекты. На нем должен концентрироваться взгляд зрителя. Но нужно еще учесть, что на пути движения объекта не должно быть темных тональных масс, которые служат преградой движения. Пространство по ходу движения должно быть свободно.
Движущийся объект выделяют относительно другого пространства, фона, выделяя его более резким изображением. И здесь помогает такое средство, как глубина резкости .
Есть еще одно средство для изображения движения, которое Вы не раз видели, рассматривая снимки движущихся объектов. Оно основано на физиологической особенности человека. Чтобы успеть разглядеть быстро движущийся объект, человек ведет за ним взгляд. При этом посторонние объекты, фон просматриваются хуже, на них взгляд не фиксируется. В отличие от кино фотограф не может на снимке показать сам процесс движения, он отображает ощущение движения. Если при съемке фотограф ведет фотоаппарат за объектом съемки, объект на снимке получается резким, четким, зато фон – размазанным. Это еще зависит от выдержки затвора. При более медленной выдержке эффект смазывания более выражен. Но в данном случае выдержка должна быть такой, чтобы сам оъект съемки не оказался смазанным. Кроме того на выбор величины выдержки оказывают влияние условия съемки – освещение. Приходится находить оптимальное решение.
Более подробно о съемке движущихся объектов с размытым фоном рассказывается в следующей статье.
Поделиться в соц. сетях
С Новым годом и Рождеством! Хороший пост: и стиль и содержание. Рад знакомству. Приглашаю в гости…
[…] отмечалось ранее высота точки съемки http://makal47.ru/?p=677 имеет важное значение в фотографии. Высота точки […]
Динамизм в фотографии очень важен. Конечно нужно иметь хорошую фототехнику, чтобы делать такие фотографии.
Exrtemely helpful article, please write more.
[…] в статье о динамизме как выразительном средстве и статье о динамизме и его роли в фотокомпозиции . Однако там […]