Задумываясь о том, как же добиться того, чтобы фотоснимки получались интересными, красивыми, чтобы вызывали интерес у зрителей, решил вновь возвратиться к понятию фотокомпозиция. Чем отличается хорошая фотография от серой и неинтересной? Прежде всего своей композицией.
Понятие композиции взято из живописи, и во многом похоже на живописную композицию, как схожи эти два вида искусства. В основе их лежит одно общее – визуальный образ.
Композиция в переводе с латинского compositio – соединение, сочетание различных частей. Если не пересказывать искусствоведческие рассуждения на тему о композиции, то коротко можно сказать, что это гармоничное построение кадра. Но при этом построение это имеет вполне определенную цель – донести до зрителя впечатление, ощущение или мысль автора снимка. Любое художественное произведение тогда хорошо воспринимается, когда зритель сопереживает автору. Поэтому композиция и есть то художественное средство, которое помогает донести до зрителя мысль, впечатление автора от действительности, которую он воспроизводит.
Фотоаппарат – лишь инструмент, который является посредником между фотографом и зрителем. Техника в равнодушных руках холодна.
Но хотя и понятие композиции фотоснимка мы можем определить, в основном интуитивно, на эмоциональном уровне, все же есть определенные художественные приемы, знание которых и позволяет строить грамотную фотокомпозицию кадра.
И здесь хочу коротко перечислить основные художественные приемы фотографии, направленные на создание хорошей композиции фотоснимка. Об этом говорилось ранее, перечислю лишь основные моменты.
Во-первых, фотограф делая фотоснимок, для того, чтобы его оценили другие люди, должен думать о том, что он, собственно говоря, хочет показать. Разбросанность, неопределенность основного содержания снимка – то, что портит впечатление от него. В снимке должно быть основное ядро и второстепенные детали. При этом основное, главное ядро должно выделяться и обращать на себя внимание зрителя прежде всего.
Поэтому, акцент на главном – есть особенность хорошей композиции. Главное должно выделяться на фоне второстепенных деталей. Не надо стремиться показать вообще все, что видишь. Нужно выделить самое интересное и сконцентрировать внимание на нем.
Вот, например, этот снимок. С помощь. длиннофокусной оптики (телевика) удалось приблизить дальний план и огромное облако наложилось на маленькие дома. Хотя в реальности эти дома не такие уж маленькие. В данном случае подчеркнуты силы природы по сравнению с объектами, созданными человеком. Здесь акцент не на домах, а на облаке.
А для выделения основного ядра служат разные художественные приемы. Это прежде всего построение кадра таким образом, чтобы зритель обращал внимание прежде всего на это главное ядро. И это ядро вовсе не должно быть обязательно в центре кадра. Живописью давно уже выработано правило “золотого сечения”. Об этом есть отдельная статья. Когда главный элемент снимка (например, солнце) помещается в одну из активных точек этого сечения.
И в связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть – минимализм, лаконичность – отличительные черты хорошей фотографии. Безжалостно отсекайте лишние элементы, которые мешают восприятию главного, из кадра. Увидите, что снимок от этого не потеряет, а приобретет.
Кроме того, основным инструментом фотографа является свет, фотография в переводе это светопись. Освещение служит для выделения главного элемента в снимке, будь то естественное освещение или искусственное, специально организованное, как, например, при съемке портрета. А главным элементом снимка может быть человек, здание, элемент пейзажа и т.д. При съемке портрета, например, основное внимание обращается на лицо портретируемого и, в особенности, на его глаза. Так что освещение – наш главный козырь,и его нужно использовать по полной программе.
Следующей важной чертой композиции является передача реального пространства. Фотоснимок пока что плоский прямоугольник бумаги или экран монитора, а должен передавать трехмерный, объемный мир. Для передачи пространства в фотографии имеются художественные приемы, общие с живописью. Это всем известная линейная перспектива, которую изучаем на школьных уроках рисования. Но есть еще и тональная перспектива, которая показывает изменение тонов изображения при удалении снимаемых предметов от фотографа. Эти вопросы рассматривались отдельно. Особенно интересно использовать тональную перспективу, она весьма выигрышна для фотоснимка.
И здесь помогает знание такой технической особенности объектива фотоаппарата, как глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) или по просту говоря глубина резкости. Использование этой технической и физической особенности оптики очень даже помогает передавать тональную перспективу пространства, а также способствует выделению главного элемента снимка, отделению его от фона.
Художественным приемом также является обрамление главного элемента в кадре. Не должно быть пустого места, которое ничего не значит. Обрамлением может служить арка архитектурного сооружения при съемке человека, ветки деревьев при съемке пейзажа, облачное небо (только не пустое серое). Облака, как правило живописно дополняют пейзаж.
Хорошая фотокомпозиция снимка отличается сбалансированностью, уравновешенностью. Плохо, когда какая-либо часть кадра перегружена деталями, по сравнению с другими, или по тональности более темная тяжелая, а другая наоборот, слишком яркая пересвеченная. Нужно находить элементы уравновешивающие яркость одной части снимка или наоборот темную тональность. Об этом также имеется отдельная статья.
Наш мир динамичен, находится в постоянном движении, и этот динамизм должна передавать и передает фотография. Есть также свои художественные примы динамичности фотографии.
Нельзя думать, что фотограф, приступая к съемке, всегда сознательно стремится к использованию того или иного художественного приема. С практикой приходит свое фотографическое видение, когда уже автоматически засекаешь удачно упавший луч света, красивый поворот головы человека или уходящую вдаль дорогу. Но в основе лежит знание.
Поделиться в соц. сетях
eZhLENrfxswngynlld