Роль освещения в передаче объема на фотоснимке велика. Свет в фотографии как кисть художника рисует изображение .
Создавая фотографию, фотограф решает в общем те же художественные задачи, что и художник-живописец. Перед тем и другим стоит задача отобразить объемный многоцветный мир на плоскости рисунка или фотоснимка.
Проблема отображения объемного пространства на самом деле серьезна, ибо от ее решения во многом зависит восприятие снимка зрителем.
Для отображения объемного пространства на плоскости снимка у фотографа, как и у художника есть схожие изобразительные приемы.
Среди них можно назвать такие, как линейная и тональная перспектива, о чем есть отдельные статьи. Эти приемы основываются на особенностях человеческого зрения и психологического восприятия действительности. Человеческий глаз, также как и объектив фотоаппарата видит мир через линзы, благодаря чему и возникает восприятие линейной перспективы. Тональная перспектива обусловлена наличием воздушного пространства между фотографом и снимаемым объектом.
На этом не ограничиваются средства передачи объема на фотоснимке.
Свет в фотографии и передача пространства, объема.
Важным средством передачи объема является освещение. От того как направлено на снимаемый объект освещение, во многом зависит восприятие этого объекта на снимке. Один и тот же пейзаж, портрет при разном освещении выглядят по-разному, порой неузнаваемо. Это надо всегда иметь в виду, когда делаешь снимок. Дорогие фотолюбители, прежде чем щелкнуть затвором, посмотрите, как направлен свет, какую точку съемки в связи с этим лучше выбрать.
По направлению падения на объект свет в фотографии условно можно подразделить на несколько видов освещения. Это такие виды, как фронтальное освещение, боковое, контровое и менее часто встречающиеся экзотические — резко сверху и резко снизу.
Фронтальное освещение.
Это освещение естественное, солнечное или создаваемое искусственно, например с помощью фотовспышки. Такой свет в фотографии, как следует из его обозначения, направлен на объект фронтально, т. е. прямо в лоб, когда солнце светит из-за спины фотографа или когда фотограф освещает объект фотовспышкой, которая направлена от фотографа прямо в лоб снимаемому.
Это один из самых невыгодных для передачи объема видов освещения. При этом все стороны снимаемого объекта освещаются примерно одинаково, разница между освещенной и теневой сторонами скрадывается. А светотеневой рисунок и есть отображение объема. Поэтому при фронтальном освещении объект выглядит почти плоским. Это, кстати один из недостатков при фотографировании портрета с помощью фотовспышки.
Вот для примера одна из фотографий, сделанная с фотовспышкой в помещении. Снимок сделан “мыльницей”, вспышка встроена в фотоаппарат.
Фронтальное освещение в фотографии используется, но не как основное, рисующее, а как дополнительное, для смягчения слишком резких теней.
Боковое освещение.
Такой свет в фотографии гораздо более эффектно выявляет объем, т. к. четко прорисовывает освещенные стороны объекта, отделяя их от теневых. Помните, как рисовали яблоко на уроке рисования в школе? Обязательно с одной стороны изображали световой блик, с другой — тень.
Боковое освещение, направленное несколько сверху — более естественно, т. к. соответствует естественному солнечному освещению.
Это освещение использовано на приведенном ниже снимке.
На снимке свет в фотографии падает на объект справа несколько сверху и очень хорошо выделяет объем шара, круговая лента также хорошо выделена светом, отделена от фона.
Такое освещение используется фотографами чаще всего, при этом иногда для подчеркивания эффекта это освещение бывает резко боковым (короткое освещение при съемке портрета).
На данном снимке акцент сделан на лице девушки, подчеркнуто выражение глаз, что ценится в портретной съемке. Более подробно освещение при съемке портрета рассмотрено здесь и здесь.
Контровое освещение.
Для начинающих фотографов представляет некоторую трудность в связи со своими особенностями. При таком освещении свет в фотографии направлен в спину снимаемому, прямо в объектив фотокамеры. Снимаемый объект на фоне ярко освещенного фона выглядит темным, иногда плохо прорабатываются детали в неосвещенной части, зато хорошо выделяются контуры объекта, а светящаяся окантовка иногда создает очень интересный изобразительный эффект. Кроме того при съемках на воздухе (как говорят художники — на пленере) теневая сторона неплохо подсвечивается рассеянным и отраженным от других объектов светом, чего бывает достаточно для проработки изображения в тенях. При искусственном освещении используется дополнительная подсветка.
На данном снимке прямое солнце прикрыто листвой деревьев, в то же время освещения достаточно для проработки деталей в тенях. Подчеркнуто пространство не только уходящим вглубь снимка тротуаром, но и меняющейся освещенностью от темной на переднем плане к светлой в глубине снимка.
Надо отметить, что при контровом освещении хорошо снимать воду. Поверхность воды искрится на солнце, что создает интересный эффект.
Световые блики на воде, светящиеся искры наиболее эффектно проявляются при контровом освещении.
Съемка при контровом освещении требует определенных навыков в определении экспозиции ( не по светам, а по теням), выборе точки съемки (иногда прикрываются от прямых солнечных лучей веткой дерева или другим объектом), использовании бленды, надетой на объектив для уменьшения возможных паразитных бликов.
И все же это очень эффектный в изобразительном отношении вид освещения.
Освещение резко сверху.
Такой свет в фотографии возникает в полдень, когда солнце находится высоко в зените. Невыгодное освещение, особенно при съемке людей. При этом тени короткие, возникают глубокие впадины под глазами, тени от носа и др. как на снимке, показанном ниже.
Но и в данном случае свет в фотографии использован как изобразительное средство. Он придает соответствующее настроение снимку.
Начинающим фотолюбителям можно дать совет меньше фотографировать в полдень на ярком солнце. Можно вполне неплохо снимать в тени, используя рассеянное в атмосфере и отраженное освещение.
Освещение резко снизу.
Этот вид освещения создает необычные световые эффекты. Иногда бывает интересным, например свет от костра. Иногда используется для шаржевого гротескного изображения, т. к. возникают необычные тени, изменяющие до неузнаваемости человека.
На данном снимке кошка подсвечена ярким светом снизу, фронтальное рассеянное освещение достаточно для проработки деталей в тени. Здесь направленный снизу свет подчеркнул форму мордочки кошки.
Ну вот такие бывают в отношении передачи объема виды освещения. В принципе фотограф-художник использует любой свет в фотографии, который соответствует его замыслу, только нужно всегда отдавать себе отчет, чего Вы хотите и представлять возможный результат. Опытный фотограф делает это автоматически, не задумываясь.
Дорогие друзья, если вас заинтересовал представленный материал, не сочтите за труд, поделитесь с друзьями в социальных сетях.
Поделиться в соц. сетях