Интересно рассмотреть такой вопрос, как фотосъемка портрета и используемое при этом освещение портрета.
При фотосъемке портрета в помещении, в частности в студии, фотографы используют различные схемы размещения осветительных приборов. Виды освещения: основной свет, заполняющий свет, контровой свет и подсветка фона мы уже рассмотрели.
Схемы освещения, как изобразительное средство при фотосъемке портрета.
Ясно, что на практике расположение осветительных приборов, участвующих в создании тех или иных эффектов освещения может быть различным. А вот какой эффект освещения создать фотограф решает исходя из своей художественной задачи, при этом он учитывает характер снимаемой модели, расположение ее относительно фотоаппарата ( поворот, направление взгляда и т. д.).
Рассмотрим наиболее популярные, «модные» виды освещения используемые при фотосъемке портрета.
- Рембрандтовское освещение портрета (Rembrandt Light).
Является выгодным, когда производится фотосъемка портрета мужчин. Оно создает эффектный светотеневой рисунок. Получило свое название от приемов освещения, которые использовали художники прошлого. В студии Рембрандта сверху, в потолке было встроено специальное окошко, ченрез которое падал свет на модель, с которой художник писал портрет.
Отсюда основной чертой данного вида освещения является то, что основной рисующий свет направляется на портретируемого сверху, сбоку. При этом портретируемый сидит повернувшись в пол-оборота от фоткамеры, а основной свет освещает лицо с противоположной от фотоаппарата стороны. Таким образом, ближняя к фотоаппарату строна лица оказывается частично затененной. Под глазом, находящимся ближе к фотографу, образуется затененная треугольная область. Нужно тщательно выбирать высоту основного осветителя и угол направления освещения для того, чтобы эта затененная область не получилась слишком большой.
Заполняющее освещение можно не использовать, если желательно получить контрастный светотеневой рисунок. Если тени получаются излишне глубокими, то можно их смягчить заполняющим светом. При этом источник заполняющего освещения располагается рядои с фотоаппаратом.
Источник контрового освещения располагают с противоположной от основного стороны и направляют на волосы таким образом, чтобы этот свет не падал на лицо, т. к. могут возникнуть пересветы в отдельных местах.
Можно подсветить фон также с противоположной от основного осветителя стороны. Тогда теневая часть лица будет более рельефно выделена относительно фона.
Все вопросы относительно того какой свет использовать, какой нет фотограф решает сам, как ему нравится. Догм в данном вопросе нет. Но при любой схеме освещение портрета должно быть таким, чтобы не возникало двойных теней. Если Вас, конечно, интересует реалистичная фотосъемка портрета. Для этого сила света от используемых источников должна быть сбалансированной, т. е. Основной свет по яркости должен существенно превосходить свет от других источников, играющих вспомогательную роль. Достаточно при этом основной источник освещения расположить ближе к объекту съемки, памятуя, что освещенность от одинаковых источников падает в зависимости от квадрата расстояния.
2.Узкое или короткое освещение портрета ( Split Light ). Также, как и при Рембрандтовском освещении основной источник света освещает часть лица с противоположной от фотоаппарата стороны, с той стороны куда повернута голова портретируемого. Но в отличие от Рембрандтовского освещения, свет напрвляется не сверху, а сбоку (источник основного света приближен к фону и освещает фигуру сбоку) на уровне глаз портретируемого.
Источник заполняющего освещения также находится возле фотоаппарата.
3. Широкое освещение портрета (Broad Light ) противоположно короткому. Основной источник света освещает ближнюю к фотоаппарату сторону лица, повернутого от фотоаппарата. Ближняя к фотоаппарату сторона лица получается освещенной, а дальняя затененной.
4. Освещение портрета «бабочка» (Butterfly Light ) – очень модное освещение, используемое для получения гламурных фотографий.
Основной источник освещения устанавливается возле фотоаппарата напротив лица и освещает модель несколько сверху. При этом под носом создается треугольная тень. Нужно следить за высотой расположения основного источника света, чтобы тень под носом не получилась слишком большой, вплоть до рта.
Этот вид освещения создает мягкий рисунок изображения, сглаживает мелкие недостатки на лице, и поэтому столь популярен. Нужно только учесть, что при этом подчеркивается рисунок ушей, поэтому этот вид освещения может быть неприемлем в тех случаях, когда уши выделять нежелательно. В частности он не годится при фотографировании модели, если у нее волосы стянуты в пучок сзади и открыты уши.
5. Освещение портрета “петля” (Loop Light ) – Основной свет, как и при освещении “бабочка” направлен сверху, но не прямо на модель, а несколько сбоку. При этом модель смотрит прямо в объектив.
Фотосъемка портрета — процесс творческий, требующий индивидуального подхода с учетом особенностей модели и решения художественной задачи.
Описанные схемы освещения, применяемые при съемке портрета наглядно показаны на следующем видео:
Поделиться в соц. сетях
[…] с использованием основных видов освещения описано в схемах освещения , при фотосъемке […]
[…] внимание на его недостатках, при этом используется и освещение и […]
Just what the doctor ordered, thkanity you!
Wailkng in the presence of giants here. Cool thinking all around!
[…] подробно освещение при съемке портрета рассмотрено здесь и […]
[…] может быть человек, здание, элемент пейзажа и т.д. При съемке портрета, например, основное внимание обращается на лицо […]