Я уже писал, что на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина, прославленного летчика-аса второй мировой войны, нашего земляка, представлены фотографии самолетов, летавших в небе Новосибирска в разное время. Эти фотографии являются свидетельством истории авиации. Они вызвали у меня большой интерес, т.к. получить сразу в одном месте столько информации о самолетах не так уж часто удается. Продолжаю показывать фотографии самолетов, представленных на выставке.
Фотографии самолетов, летавших в небе Новосибирска в разное время.
Фотография самолета СБ.
Советский фронтовой бомбардировщик СБ (скоростной бомбардировщик), один из лучших бомбардировщиков в мире в период между первой и второй мировыми войнами. Разработан в КБ Туполева.
Выпускался в 1936 – 1939 годах.
Технические характеристики:
-длина самолета 12,27 м;
-размах крыла 20,23 м;
-максимальный взлетный вес 6462 – 77550 кг;
-максимальная скорость полета 423 – 450 км/ч;
-максимальна дальность полета 2300 км;
-практический потолок высоты полета 9560 – 9300 м;
- вооружение представляло из себя 4 х 7,62-мм пулемета, бомбовая нагрузка 600 кг.
Фотография самолета ЛаГГ-3.
Советский самолет истребитель ЛаГГ-3, производился в 1941 – 1944 годах.
Технические характеристики:
-размах крыла 9,8 м;
-максимальная скорость полета 550 – 590 км/ч;
-максимальная дальность полета 650 – 780 км (в зависимости от модификации);
-взлетная масса 2990 – 3346 кг(в зависимости от модификации);
-потолок высоты полета 9000 – 9100 м;
-вооружение состояло из двух 7,62-мм пулеметов ШКАС и двух 12,7-мм пулеметов УБС, либо одной 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов УБС .
Фотография самолета Як-7.
Советский истребитель Як-7 выпускался в 1941 – 1944 годах.
Технические характеристики:
-размах крыла 10 м;
-максимальная скорость полета 560 – 570 км/ч (в зависимости от модификации);
-взлетный вес 2935 – 3010 м(в зависимости от модификации);
-потолок высоты полета 9000 – 9100 м (в зависимости от модификации);
-максимальная дальность полета 643 – 645 км (в зависимости от модификации);
-самолет был вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС и одной 20-мм пушкой ШВАК. либо одной 20-мм пушкой ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами БС, либо одной 37-мм пушкой Б.Г.Шпитального (Ш-37) и двумя 12,7-мм пулеметами УБС (в зависимости от модификации).
Фотография самолета Як-9.
Советский истребитель Як-9 выпускался в 1942 -1948 годах.
Технические характеристики:
-размах крыла 9,74 м;
-максимальная скорость полета 584 – 672 км/ч (в зависимости от модификации);
-дальность полета 675 -1230 км (в зависимости от модификации);
-взлетный вес 2873 – 3387 кг (в зависимости от модификации);
-максимальный потолок полета 9000 – 9100 м (в зависимости от модификации);
-вооружение самолета состояло из одной 20-мм пушки ШВАК и одного 12,7-мм пулемета УБС, либо одной 37-мм пушки НС и одного 12,7-мм пулемета УБС (в зависимости от модификации).
С этим самолетом Як-9 в Новосибирске связана одна история трагическая и героическая
одновременно. 10 июля 1943 года при испытании очередного самолета Як-9, который производился на заводе №153 (ныне завод имени Чкалова) в Новосибирске, у самолета отказал двигатель. Самолет пилотировал летчик-испытатель Василий Старощук. Самолет пролетал над городом. Можно было спастись, покинув самолет с парашютом, но Старощук постарался вывести самолет с минимальным ущербом для города. Он направил его на Красный проспект. В то время это была достаточно широкая улица, транспорт был немногочисленный. Самолет упал в районе нынешнего Дома быта. Не пострадало ни одного здания, никто кроме летчика не пострадал. Василий Старощук погиб, спасая жизни новосибирцев. Ему тогда исполнилось только 32 года.
Фотография самолета З-39 “Аэрокобра”.
Истребитель производства США Р-39 “Аэрокобра” выпускался в 1940 -1944 годах.
Технические характеристики:
-размах крыла 10,36 м;
-взлетная масса 3556 кг;
-крейсерская скорость полета 528 км/ч;
-максимальная дальность полета 990 км;
-практический потолок высоты полета 9600 м;
-вооружение состояло из одной 37-мм пушки М4 или одной 20-мм пушки М1 и двух 12,7-мм пулеметов М26 в носовой части фюзеляжа и четырех 7,62-мм пулеметов в крыле, а также одной бомбы до 272 кг.
Фотография самолета Ил-28.
Советский фронтовой бомбардировщик Ил-28 производился в 1945 – 1948 годах.
Технические характеристики:
-размах крыла самолета был 21,5 м;
-взлетный вес 23200 кг;
-максимальная скорость полета 906 км/ч;
-максимальная дальность полета 2460 км;
-потолок высоты полета 12500 м;
-самолет был вооружен в зависимости от модификации: двумя 23-мм пушками НР-23, расположенных вдоль бортов, а также внизу носовой части, двумя 23-мм пушками НР-23, находившихся в задней части самолета в оборонительной турели Ил-К6, бомбовая нагрузка (во внутреннем отсеке) была нормальной 1000 кг, максимальной – 3000 кг.
Фотография самолета МиГ-15 УТИ.
Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15 УТИ выпускался в 1948 – 1959 годах.
Страны производители: СССР, КНР, Польша, Чехословакия.
Технические характеристики:
-размах крыла 10,08 м;
-нормальный взлетный вес 4917 кг;
-максимальная скорость полета 1042 км/ч;
-практическая дальность полета 1335 км/1920 км с ПТБ;
-практический потолок высоты полета 15100 м;
-самолет был вооружен одной 37-мм пушкой Н-37, двумя 23-мм пушками НС-23, самолет имел две точки подвеса для бомб (бомбы 2 х 50 кг).
Фотография самолета МиГ-17.
Советский истребитель МиГ-17 производился в 1951 -1969 годах.
технические характеристики:
-размах крыла 9,63 м, длина самолета 11,09 м;
-максимальная взлетная масса 6072 кг;
-максимальная скорость полета 1070 км/ч (на высоте 5000 м);
-практический потолок высоты полета 14700 м;
-самолет был вооружен одной 37-мм пушкой Р-37Д, двумя 23-мм пушками НР-23, имел две подвески: первая – для подвешивания до четырех управляемых ракет ЗС-1У у МиГ-17 ПФУ, вторая – для двух бомб весом по 50 кг.
Не могу не упомянуть случай, который произошел с самолетом МиГ-17 в Новосибирске.
14 июня 1965 г военный летчик Валентин Привалов на этом самолете совершил пролет под центральным пролетом Октябрьского моста через реку Обь. День был жарким солнечным, на мостулюди, пляж на берегу заполнен отдыхающими, среди которых были и офицеры штаба округа, и вдруг рев самолета и серебристая стрела устремляется у всех на глазах под мост, затем резко взмыв вверх, подняв огромную волну уходит в небо. Расстояние между опорами моста 120 м, высота пролета 30 м. Самолет заходил в это “окно” на скорости 700 км/ч. При такой скорости даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту самолета на метры. Самолет пролетел всего в метре над поверхностью воды. Обстоятельства усложнялись еще тем, что всего на расстоянии 950 м от Коммунального моста ниже по течению реки находится железнодорожный мост важнейшей магистрали ЗапСиб и по нему проходил состав. У летчика было всего 5 секунд, чтобы успеть взмыть вверх не задев этого моста. Привалову грозил трибунал, но тогдашний министр обороны маршал Р.Я.Малиновский решил оставить летчика в строю. Привалов затем служил в Кубинке.
Описание самолетов летавших в небе Новосибирска будет продолжено в следующей статье.
Дорогие друзья, если вам было интересно поделитесь материалом с друзьями в социальных сетях. Заранее благодарен А.Г.Макеев.
Поделиться в соц. сетях
[…] Чтобы не перегружать страницу, фотографии разнесены на несколько страниц. На следующей продолжим историю авиации в Новосибирске. Смотрите далее. […]