Нынешний год в Новосибирске объявлен годом А.И.Покрышкина в честь 100-летия со дня рождения знаменитого нашего земляка, летчика, аса Великой Отечественной Войны Александра Ивановича Покрышкина.
В центре города, на площади у Театра оперы и балета открылась фотовыставка, посвященная 100-летнему юбилею Покрышкина. На ней представлены не только фотографии и исторические материалы, посвященные Покрышкину, но и вообще истории авиации в г. Новосибирске, а также другим прославленным летчикам, жившим, учившимся и ставшими летчиками и космонавтами в нашем городе.
Несколько фотографий, посвященных Александру Ивановичу Покрышкину с этой выставки показаны далее.
Фотовыставка, посвященная столетию А.И. Покрышкина в Новосибирске.
Немного из биографии А.И.Покрышкина.
Биография А.И.Покрышкина.
Александр Иванович Покрышкин родился 6 (19 по новому стилю) марта 1913 года в Новониколаевске (так раньше назывался г. Новосибирск) в небогатой семье рабочего-переселенца из Вятской губернии.
Он с детства увлекался авиацией. В 12 лет он наблюдал полеты первых самолетов в Новониколаевске. В 1928 году, окончив семилетнюю школу, пошел работать на стройку кровельщиком. В 1930 году покинул отчий дом и поступил в школу фабрично-заводского училища «Сибкомбайнстроя» (ныне «Сибсельмаш»). Проучившись в нем 18 месяцев добровольно ушел в армию и был направлен в Пермскую авиационную школу. Однако школа поменяла свой профиль и стала готовить авиационных механиков. Запросы Покрышкина о переводе его в летное училище получали отказы.
Фотография первых авиаперелетов в Новосибирске, представленная на фотовыставке, посвященной 100-летию Покрышкина.
После окончания в 1933 году Пермской военно-технической школы он был направлен в авиазвено 74-й стрелковой дивизии, где стал старшим авиатехником. Во время отпуска в сентябре 1938 года Александр совершил невозможное — он за 17 дней прошел годовую программу Краснодарского аэроклуба по подготовке гражданских пилотов и экстерном сдал экзамен, что позволило ему поступить в летную школу. Менее чем через год он на «отлично» оканчивает Качинскую школу летчиков. В 1939 году после окончания авиационной школы Покрышкин был направлен в 55-й истребительный авиационный полк.
Фотография А.И.Покрышкина
В первые дни войны Александр Иванович находился в Молдавии. 22 июня аэродром, на котором он находился подвергся бомбардировке. В суматохе и неразберихе первых дней войны, не поняв, чей самолет был перед ним, он сбил наш легкий бомбардировщик Су-2, пилот самолета выжил, но штурман погиб. Только благодаря неразберихе ему удалось избежать сурового наказания. Уже 23 июня 1941 года Покрышкин сбил первый вражеский самолет Мессершмитт Bf-109.
Самолет МиГ-3, на котором летал А.И.Покрышкин.
Фотография А.И.Покрышкина в кабине самолета, представленная на фотовыставке.
3 июля, после того, как Покрышкин сбил еще несколько вражеских самолетов, огнем зенитной артиллерии с земли его самолет был подбит. Сам Покрышкин оказался за линией фронта. 4 дня он пробирался к своим, попал в медсанчасть, где начал вести свои записи по тактике ведения воздушного боя. В то время ему приходилось воевать в тяжелейших условиях отступления, но он постоянно записывал и анализировал детали воздушных боев, в которых участвовал сам или его друзья. Покрышкин понимал, насколько устарела тактика советских ВВС.
Зимой 1941 года для выполнения задания по определению местонахождения танков фон Клейста, которые были потеряны нашей разведкой, Покрышкину прищлось взлетать на самолете МиГ-3 несмотря на грязь и дождь. Перед ним двое летчиков погибли при взлете. Однако Александр Иванович взлетел, выполнил задание и несмотря на то, что топливо уже кончалось, сумел дотянуть до аэродрома, приземлиться и сообщить важную информацию. За проявленный героизм А.И.Покрышкин был награжден Орденом Ленина.
В январе 1943 года полк, где служил Покрышкин был направлен в Иран для получения новой авиатехники, доставленной по ленд-лизу. Александр Иванович стал летать на американском самолете « P-39N Аэрокобра». Во время первого же вылета на «Аэрокобре» 8 апреля 1943 года он сбил Bf-109. А 9 апреля подтвердил еще 2 из 7 сбитых им Bf-109.
Самолет истребитель Bell P-39N-Airacobra из состава 16 ГИАП, персональный самолет майора Покрышкина, лето 1943 г.
С этим самолетом связана такая история. Первоначально самолет имел трехзначный номер, но как позывной труднопроизносимый при переговорах в бою, тогда Покрышкин взял себе номер 100, а своему ведомому Георгию Голубеву – 55.
24 апреля 1943 года Александр Иванович получил свое первое звание Героя Советского Союза.
Фотография А.И.Покрышкина с первой звездой Героя Советского Союза.
В 1943 году в воздушных боях на Кубани Покрышкин с упехом применял разработанные им тактические приемы: «скоростные качели», «кубанская этажерка» и др., что способствовало победе советской авиации над люфтваффе. Во время боя Александр Иванович брал на себя самую трудную задачу — уничтожить лидера вражеской группы самолетов. Уже 24 апреля 1943 года А.И.Покрышкину было присвоено во второй раз звание Героя Советского Союза.
Фотография дважды героя Советского Союза А.И.Покрышкина с товарищами.
В июне 1944 года в звании полковника он был назначен командиром 9-й Гвардейской авиадивизмей.
19 августа 1944 года А.И.Покрышкин за 550 боевых вылетов и 53 официально сбитых самолета стал первым трижды Героем Советского Союза.
За годы войны Покрышкиным было совершено 650 боевых вылетов, он провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника лично и 6 в группе.
Это только официально зафиксированные его победы. Так в 1941 году он сбил 15 самолетов, но они не вошли в общий счет из-за уничтожения документов штаба авиаполка при отступлении.
В то время существовал определенный порядок подтверждения сбитых самолетов наземными частями. А нередко самолеты сбивали глубоко в тылу врага или над морем и эти сбитые самолеты не могли быть зафиксированы с земли.
Кроме того, для А.И.Покрышкина было правилом: если в бою участвовала группа самолетов под его руководством, то сбитые вражеские самолеты делились на всех летчиков, участвовавших в схватке. Так что реальный счет самолетов, подбитых Покрышкиным больше официально зарегистрированного. По неофициальным данным он сбил 75 самолетов противника.
Новосибирцы, как и многие советские люди в годы войны проводили сбор средств на строительство боевой техники. На собранные ими средства была куплена эскадрилья истребителей “Новосибирский комсомолец”.
Случалось, что Александр Иванович в группе с восемью истребителями шел против 91 вражеского самолета, с четырьмя товарищами — против 23-х. Фашистские наблюдатели на земле предупреждали своих летчиков: «Внимание! В небе Покрышкин».
С февраля 1944 года А.И.Покрышкин больше уделял внимания командованию своим полком. Он руководил боем своих товарищей с земли, выбирая наиболее удачную тактику ведения боя.
Фотография А.И.Покрышкина, руководившего воздушным боем с земли.
Последний бой А.И.Покрышкин провел в небе над Прагой 9 мая 1945 г.
24 июня 1945 года А.И.Покрышкин участвовал в параде Победы на Красной площади, где нес знамя Первого Украинского фронта.
В 1961-68 годах Покрышкин – заместитель командующего войсками Киевского военного округа по ПВО. С июля 1968 года – заместитель главнокомандующего Войсками ПВО.
Фотография А.И.Покрышкина 9 мая 1968г.
16.12.1972 г. ему присвоено звание Маршала авиации. С августа 1971 г. он – председатель ЦК ДОСААФ СССР, где тоже немало сделал для страны.
Будем всегда помнить о людях, ковавших Победу на фронтах Великой Отечественной, среди них выдающийся летчик, гений воздушного боя Александр Иванович Покрышкин!
На этой выставке представлены также самолеты, летавшие когда-либо в небе Новосибирска. Целая энциклопедия истории развития авиации!
Поделиться в соц. сетях
[…] годом А.И.Покрышкина. Этому событию посвящена фотовыставка в центре города, на площади у театра оперы и балета. На […]
[…] уже писал, что на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина, […]
[…] фотоотчет о выставке, посвященной 100-летию А.И.Покрышкина в Новосибирске. На […]